Простая геометрия метрополитена. Как строят подземные тоннели
Тоннели на линиях первых очередей, например на Сокольнической или Замоскворецкой, имеют форму окружности.
Она была выбрана неслучайно — линии строились так называемым закрытым способом и прокладывались на приличной глубине.
Чтобы конструкция тоннеля выдерживала давление многометровых слоев грунта, ее собирали из тюбингов — отдельных полукруглых элементов, похожих на пчелиные соты.
Тюбинги — очень стойкие конструкции, запаса прочности которых хватит на долгие годы службы.
— Материалы для тоннельной обделки должны быть прочными, огнестойкими, в минимальной степени подверженными выветриванию и коррозии, — рассказал инженер Сергей Морозов.
Современные же линии метро, в отличие от своих предшественников, в основном проходят неглубоко и строятся открытым способом.
В этом случае лучше всего подходят конструкции из железобетона. Из них, как из кубиков конструктора, постепенно собирается квадратный тоннель при помощи крана, который просто опускает отдельные элементы в вырытый котлован. Отдельные железобетонные блоки соединяют путем сварки выпусков арматуры, стыки между блоками и швы между секциями заделывают специальным составом расширяющегося цемента.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!