Убежище, роддом и библиотека. Как жило метро в военное время
Внимание к метрополитену как укрытию населения появилось еще до войны. В апреле 1941 года вышло постановление Совнаркома, в котором предлагалось считать первоочередной задачей приспособление метро под массовое убежище для населения.
Первый сигнал настоящей воздушной тревоги прозвучал в Москве ровно через месяц после начала войны — 22 июля 1941 года. Налет, совершенный фашистской авиацией в следующую ночь, сильно отразился на жизни города. Именно тогда, 23 июля, бомба попала в тоннель на перегоне «Смоленская» — «Арбатская» и пробила его.
— При объявлении воздушной тревоги поезда расставлялись на станциях, с контактного рельса снималось напряжение. Станции и тоннели дооборудовались необходимым — откидывались от стен настилы, ставились фонтанчики с питьевой водой, — рассказал директор Народного музея метрополитена Константин Черкасский.
В укрытии был организован досуг, проводись лекции и показы кинофильмов. Открылся читальный зал библиотеки на станции «Курская».
С 5 августа 1941 года метро заканчивало перевозки в восемь вечера, а в ноябре, во время самых интенсивных налетов, в семь, а затем — и в пять. С этого времени оно принимало желающих провести безопасную ночь на станциях, вне зависимости от объявления воздушной тревоги. Женщины с маленькими детьми могли прийти и не дожидаясь окончания движения поездов: для них устроили комнаты ожидания.
В конце 1941 года враг был отброшен от Москвы. Опасность для города стала гораздо меньше. Столица смогла перейти с «прифронтового» режима на «тыловой».
С декабря 1941 года метрополитен все менее использовался как убежище и все более — как транспорт. Особенно это стало заметно с мая 1942 года, когда в Москву стали возвращаться эвакуированные вагоны. Впрочем, укрыться в метро можно было до 1944 года.
КСТАТИ
В метрополитене были организованы многочисленные медпункты. Именно в них рождались дети. По официальным данным, во время воздушных налетов в московском метро родилось 217 детей.
ЦИФРА
706 тысяч рублей на постройку бронепоезда собрали работники метрополитена.