Уникальный путеводитель по столичной подземке
Наконец-то увидело свет очень полезное для горожан и гостей столицы издание — «Московское метро. Архитектурный гид». Текст к уникальному путеводителю, посвященному подземным дворцам столицы, их истории, устройству и оформлению, написан искусствоведом Евгенией Гершкович. Специальную съемку провел фотограф Алексей Народицкий.
Помимо подробного описания 99 станций, самых красивых проектов на 11 ветках московской подземки, впервые дан анализ главных стилей, в которых оформлены станции метро, — от ар-деко до хай-тека. Подробный разбор каждой станции с великолепными фотографиями заставляют горожан совершенно по-новому взглянуть на привычное нам метро. Также внимательный читатель найдет рассказы о судьбах архитекторов, художников, скульпторов — Алексея Душкина, Ивана Фомина, Николая Ладовского, Алексея Щусева, Павла Корина, Матвея Манизера, Евгения Лансере, Георгия Мотовилова и многих других.
Сквозными темами гида стали сюжеты из истории создания неповторимых ансамблевых сооружений, инженерных открытий, утрат, реставраций, поисков авангарда и модернизма, борьбы с культом личности и военных трагедий, об оригинальных техниках мозаики и росписи, наследии соцреализма и откровениях постмодернизма. По мнению Евгении Гершкович, если внимательно изучать станции метро, вооружившись ее книгой, то перед глазами возникает яркая и подробная картина. Прослеживается в московском метро и история страны — авангард и модернизм ранних станций отходит на второй план с возникновением культа личности Сталина, можно увидеть и то, как меняются дивной красоты мозаичные панно. По московским станциям можно изучать историю искусства, уверена искусствовед Гершкович.
При строительстве утилитарных станций подземки только в СССР к этому подошли более чем серьезно. Если в лондонском метро они похожи одна на другую, то в Москве станцию «Комсомольская»-кольцевая ни за что не спутаешь с «Комсомольской»-радиальной, а толпы иностранных туристов не могут оторваться от витражей на «Новослободской». Сама идея создания праздничной атмосферы в метро, мрамор и бронза, используемые при отделке, оригинальные осветительные плафоны, ручки, элементы декора — все это должно было поднимать дух населения. Московское метро на долгие годы стало образцом для многих стран, и оно по праву считается лучшим в мире. В этом можно убедиться, прочитав путеводитель.
В одной книге, удобно помещающейся в карман, можно прочитать и о "дворцах для пролетариата", и о борьбе с "архитектурными излишествами" во времена Хрущева. Это одновременно и книга для чтения, и фотоальбом. Алексей Народицкий — мастер архитектурной съемки. Благодаря помощи администрации метро он проводил фотосъемку с удобных точек и в ночное время, чтобы своим громоздким штативом не мешать пассажирам.
— Москвичи часто не задумываются о том, насколько уникально наше метро, — сказала корреспонденту "ВМ" Евгения Гершкович. — С моей книгой очень удобно ездить по станциям и узнавать о них много нового. Я работала в архивах, и в итоге получился мини-учебник по различным стилям. Уверена, что он будет полезным пассажирам подземки разных возрастов.