Фото: Дмитрий СЕМЕНОВ,

Общественный транспорт полетит над Москвой по натянутым струнам

Город
Этому проекту уже более 30 лет. Точнее — 34 исполнилось в этом году. Однако сегодня он как никогда близок к реализации — хотя бы в тестовом режиме.

Недавно тема струнного транспорта была затронута и на общественных слушаниях, посвященных проблемам современного мегаполиса, каким является Москва.

Человек, который это придумал — инженер Анатолий Юницкий, — сегодня имеет примерно столько же противников своего изобретения, сколько и сторонников. Правда, большая часть сторонников рассеяна по всему миру — от Африки до Вьетнама.

А большая часть противников постоянно проживает в России и занимает весьма высокие посты. Впрочем, это не тот случай, когда «нашла коса на камень».

 

КТО СКАЗАЛ, ЧТО «ЗИЛы» НЕ ЛЕТАЮТ?

Десять лет назад эти кадры обошли все новостные выпуски ведущих телеканалов России. Тяжеленный — 15 тонн, специально грузили! — «ЗИЛ», установленный на странные дисковые колеса, уверенно карабкается по, как издали кажется, тонким натянутым канатам, взбираясь на высоту пятиэтажного дома.

Несколько лет назад об этом стало известно президенту России Дмитрию Медведеву, министру транспорта Игорю Левитину и вице-премьеру Сергею Иванову. Президент был впечатлен настолько, что в 2009 году в Ульяновске рекомендовал министрам внимательнее присмотреться к изобретению.

— Левитин и Иванов, сидя в зале, скептически улыбались, — вспоминает Юницкий. — На что Дмитрий Медведев заметил, что так же когда-то улыбались скептики при виде первого паровоза, первого автомобиля, первого самолета.

 

ЕСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В руках у автора этих строк — официальное заключение Российской академии наук по изобретениям Юницкого. Комплекс изобретений (их более пятидесяти только по струнным технологиям) подверг всестороннему анализу коллектив ученых Института проблем транспорта имени Н. С. Соломенко РАН, заключение подписано директором института, профессором О. В. Белым.

Вот несколько выдержек: «Анализ данных показывает, что СТЮ (струнный транспорт Юницкого. Авт.) является самой экономичной транспортной системой из всех известных. В сравнении с самолетом — в 3,3 раза при использовании электропривода (на дизельном приводе — в 8,9 раза), в сравнении с высокоскоростным поездом — в 2,5–3,1 раза, с поездом на магнитном подвесе — в 9,6 раза».

 

НЕ СТРУНА – РЕЛЬС!

Но вернемся к противникам проекта. Основной их аргумент — «струны» будут вибрировать при прохождении по ним транспорта.

— Это струнный транспорт, а не балалайка! — горячится Юницкий. И показывает струну-рельс в разрезе.

Это — металлический короб размером примерно 10х20 сантиметров. Внутри блок из нескольких сотен высокопрочных стальных проволок, прочее пространство залито специальным полимер-бетоном. Такой композиционный брус по прочности не уступит цельному, но по весу — в несколько раз легче.

Возможно, что, не будь кризиса, в Москве уже была бы одна струнная дорога. Изобретением заинтересовался в свое время владелец «Миракс-Групп» Сергей Полонский, задумавший связать такой дорогой «Миракс-Плаза» с башнями «Федерация» в ММДЦ «Москва-Сити». Однако кризис его планы, мягко говоря, подкорректировал.

 

ДОРОГА БУДУЩЕГО – В «ПАРК ЧУДЕС»

— Мы готовы предложить правительству Москвы для начала минимальные проекты. Например, струнная дорога в «Парк чудес». Или связать струнной дорогой два берега Москвы-реки в районе парка «Коломенское» — это будет не только транспорт, но и захватывающий аттракцион, — говорит Юницкий. — Струнный транспорт может заменить собой и метро, и скоростной трамвай. — Пройдет несколько лет, и подобные разработки появятся на Западе, — вздыхает он. — Не могут не появиться. Есть планы строительства такого скоростного кольца вдоль всего побережья Австралии — 12 500 километров.

Не получится ли так, что через 10–15 лет Россия будет у Запада покупать свою же технологию, только в десять раз дороже? Увы, так уже бывало. Разве не обидно?

amp-next-page separator