Станция «Румянцево» Сокольнической линии Московского метрополитена, которая стала первой станцией на территории Новой Москвы, открылась для пассажиров. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Станции метро снова станут узнаваемыми

Город
Вчера в культурном центре ЗИЛ прошла лекция "Скрытый урбанизм. Архитектура московского метро". С часовым выступлением выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

- Несколько лет назад метро разделяло людей по социальному признаку. То есть, было престижно не бывать метро, не ездить в нем, а ездить на машине. А на метро - "не круто", - начал Сергей Кузнецов. - И одна из задач, которые я еще пять лет назад для себя сформулировал - поменять имидж метро. Показать, что пользование метрополитеном означает причастность к городскому сообществу и пользованию хорошим городским сервисом.

Но москвичи не сразу пришли к такому стереотипу. Изначально, когда метро только стало появляться, станции продолжали уже сложившиеся архитектурные направления.

- Например, "Красные Ворота", одна из первых станций метро, выполнена в стиле конструктивизма. Потом начинается период так называемого сталинского ампира. Он виден, например, на "Кропоткинской", "Парке Культуры", - рассказал Сергей Кузнецов. - Но и строящиеся дальше станции насыщены архитектурой, очень мощной материальной составляющей. И если сравнить с архитектурой на поверхности, то видно, что станции метро шли в ногу с тем, как развивалась архитектура города. Например, сталинские высотки сочетаются со станциями.

Но в то же время метро прежде всего - транспортный объект, и его главная задача состоит в комфортной перевозке людей. А архитектура и внешний вид может стоять далеко не на первом месте.

- Ведь за год метро перевозит два населения Китая, это гигантские цифры. И это самый посещаемый объект в городе, этого нельзя отрицать. Даже если брать самые топовые объекты Москвы: Красную площадь, ВДНХ, лучшие музеи, ни один никогда не покажет таких цифр. Люди проводят много времени в метро, и они много видят метро, - рассказал Сергей Кузнецов.

В то же время, именно одни из самых загруженных станций в Москве не могут похвастаться архитектурной изюминкой или простой уникальностью.

- Продолжая тему о том, как архитектура метро продолжает тенденции всего города, можно заметить, что период индустриального домостроения, отрицания архитектуры как таковой, тоже нашел свое отражение, - рассказал Сергей Кузнецов. - В конце 50-х годов Никита Хрущев объявил, что архитекторы не должны мешать строителям. И ни в одной архитектурной культуре мы не можем наблюдать такого мощного и резкого изменения тренда. Это была в том числе потеря индивидуальности.

Тогда массово стали строиться станции, выполненные в абсолютно одном стиле. Также, как дома на поверхности не отличались на поверхности, не отличались и станции под землей. И эту ситуацию сейчас город старается изменить.

- Когда мы видим, что человек отличает свой район по каким-то присущим чертам, это важно и полезно, - отметил главный архитектор Москвы. - И сегодня идет поиск симбиоза между технологичностью, оптимизацией всего и вся, и архитектурной идентичностью. Такая задача сформировалась сама собой.

Решением такой задачи должны стать архитектурные конкурсы. Соревнуясь, архитекторы не только могут найти заказчика, но и заявить о себе в профессии.

- И если мы с вами посмотрим финалистов, то видно, что все они - молодые офисы, набирающие популярности. Только на конкурсах метро мы получили около двух десятков новых имен, - отметил Сергей Кузнецов.

Например, станцию "Терехово" Третьего пересадочного контура построят по проекту московского бюро, которое стало популярно после того, как выиграло конкурс на реконструкцию Триумфальной площади. Именно им принадлежит идея поставить качели напротив выхода из метро "Маяковская".

- Надо признать, что то, что мы выбираем, находится в тренде всей мировой архитектуры. То есть вы не увидите дворцового плана, как в центре. Все скромнее в материалах и цвете, но сами объекты достаточно качественные, - отметил Сергей Кузнецов.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator