Новогодние традиции: от елки Петра Великого до селедки под шубой
В столице 13 декабря стартовал фестиваль «Путешествие в Рождество» — главное новогоднее событие города. Праздники стремительно приближаются, а вместе с ними в нашу жизнь возвращаются и традиции. В эфире сетевого вещания эксперты поговорили о том, как они зарождались в нашей стране и почему от некоторых пришлось отказаться.
— Большинство новогодних традиций, которые дожили до наших дней, берут свое начало со времен Петра I. Именно он отменил все прежние обычаи, которые сопровождали этот праздник в нашей стране, — отметил москвовед Артем Задикян. — До него празднование Нового года происходило скорее спонтанно, а главное — нерегулярно. В России праздник встречали сначала весной (1 марта), а затем и осенью (1 сентября). По сути, это было торжество, приуроченное к смене времен года и сбору урожая.
Петр Великий установил точную дату встречи Нового года — 1 января. Российский самодержец, совершивший знаменитое путешествие по Европе, ввел в России и новые традиции, многих из которых мы придерживаемся до сих пор. Главным же отличием от предыдущей эпохи стало то, что отмечать Новый год стала верхушка российского общества. Редкий случай, когда народный праздник стал мероприятием для элиты.
Подробнее в сюжете «Вечерней Москвы»
Как и многие свои нововведения, первый российский император и это свое начинание поставил на широкую ногу. Украшение домов и улиц еловыми ветвями, самодельными игрушками, знаменитые петровские ассамблеи и всепьянейшие соборы, карнавалы, фейерверки, а чуть позже и введение новогодних танцевальных вечеров — все это стало прообразом современных празднований.
— Именно тогда Новый год стал праздником городским и, что важно, светским. Потому что до Петра праздник, помимо своей привязки к естественным природным явлениям, всегда носил религиозную окраску, — рассказал директор канцелярии императорского дома Романовых Александр Закатов.
Елка, в допетровские времена считавшаяся деревом для совершения еще языческих обрядов (приношения духам умерших предков), при Петре Великом стала символом праздника, а привез ее в Россию император из Германии. Вечнозеленое дерево считалось там символом молодости и продолжения рода. Таким образом, брутальный и жесткий в нашем представлении народ подарил нам главный новогодний атрибут. Как и сладости, которых с нетерпением ждут все дети накануне праздника. Таким новогодним символом елка и сохранилась до наших дней, несмотря на упорное ее неприятие со стороны церкви. Доходило даже до официальных запретов на ее использование во время празднования Нового года. Лишь в 1818 году, благодаря стараниям великой княжны и супруги будущего императора Николая I Александры Федоровны, новогодняя ель все-таки утвердилась в качестве новогодней традиции. А вот традиция поздравления с праздником с помощью новогодних открыток, возникшая в начале ХХ столетия — совершенно российская.
Прервались елочно-открыточные традиции спустя столетие, после Октябрьской революции 1917 года, когда главное новогоднее дерево было признано буржуазным пережитком. Хороводы вокруг ели были снова запрещены. Да и само празднование Нового года в первые послереволюционные годы было не в фаворе. Главной праздничной датой страны в эти годы стало 7 ноября.
— С инициативой возвращения в жизнь Нового года выступил публицист и высокий партийный чиновник Павел Постышев. Именно он предложил в 1935 году ввести в советский календарь светский праздник Новый год взамен Рождества Христова, — уточнил Александр Закатов.
Благодаря его усилиям в 1936 году состоялась первая союзная елка для советских детей, положившая начало еще одной традиции, прекрасно дожившей до наших дней. Советские же годы подарили нам и множество других традиций, без которых невозможно сегодня представить новогодние праздники: красная звезда на верхушке елки, бой курантов Спасской башни в полночь, новогоднее обращение главы государства и, конечно, новогодний стол!
— Мандарины, шпроты, московский салат оливье, фаршированные яйца, сельдь под шубой, холодец — непременные блюда советского, а теперь и российского новогоднего стола, — напоминает о скором застолье ресторатор, учредитель ресторанной компании Андрей Грязнов. — И если историю появления салата оливье, рецептов которого больше, чем самих ингредиентов в нем, знают почти все, то о том, как появилось на свет блюдо «Сельдь под шубой», известно не так широко.
Дело в том, что традиционное сегодня блюдо было придумано большевиками в одном столичном ресторане, где будущие революционеры собирались для обсуждения партийных дел и выработки дальнейших действий. В пылу споров, которые подогревались алкоголем, нередко доходило до драк. Чтобы навести партийную дисциплину, лидеры московской ячейки прибегли к радикальным мерам: придумали сытное блюдо с простыми рабоче-крестьянскими ингредиентами и в идеологически верном цвете. Так блюдо из небольшого столичного кабачка стало всенародным деликатесом.
Читайте также: Шакотис, «Щелкунчик» и самая большая снежинка: чем удивит гостей фестиваль «Путешествие в Рождество»