Тверская улица, где находилась главная площадка фестиваля «Путешествие в Рождество». В празднике приняли участие артисты немецкого театра Steltzen Art / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

«Путешествие в Рождество» — зачем Москве столь грандиозный праздник

Город

По просьбам москвичей мэр столицы Сергей Собянин продлил фестиваль «Путешествие в Рождество» до 31 января. Праздник понравился большинству горожан, снискал признание за границей, но все равно нашлись критики: некоторые активисты посчитали, что расходы на «Путешествие» слишком велики и деньги стоило бы отдать на другие цели. Эксперты и обозреватели «Вечерней Москвы» аргументированно спорят с этой позицией.

Земля в иллюминации

Александр Лосото, обозреватель:

— Посмотреть на соцсети — кажется, будто бы ужас какой, «деньги ушли не туда». Люди в пикетах стоят: мол, не нужно нам иллюминации, дайте рубли больницам и школам. А оглянешься вокруг — и в больницах деньги есть, и у нас праздник. Пять лет назад, во время первого фестиваля «Путешествие в Рождество», москвичи радовались: «Смотрите, а ведь не хуже, чем на Западе!» Тогда сравнение с европейскими рождественскими ярмарками действительно напрашивалось. Но за эти годы фестиваль сделал огромный шаг вперед, фактически создав на центральных улицах новую реальность и раскинувшись на весь город.И теперь при всей симпатии к чистенькой, уютной, но рационально-экономной Европе можно смело сказать: «Путешествие в Рождество» — самый лучший уличный праздник, по крайней мере на нашем континенте. И дело даже не в цифрах, хотя 21 миллион посетителей и пятьсот тысяч фоток в «Инстаграме» впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса. А в том, что фестиваль приобрел свое собственное, хорошо узнаваемое лицо.

Неизменно одно: роскошная иллюминация, столь эффектная в наших темных широтах / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Зайдите на какой-нибудь из популярных форумов отзывов и поразглядывайте фотографии, сделанные во время «Путешествия». Разные улицы, разные лица. Неизменно одно: роскошная иллюминация, столь эффектная в наших темных широтах. Огни повсюду: и на ярмарочной Манежке, и у «дворянской» елки на площади Революции, и в белых медведях в Парке Горького, сотканных из света многих тысяч диодных лампочек.

Рассыпавшиеся по улицам галактики электрических звезд — такой же фирменный знак нашего праздника, как маски в Венеции или самба нон-стоп в Рио-де-Жанейро. Этим двум самым известным уличным праздникам Москва не уступает и в «движухе». Впечатляет «Полет орла» над площадью Сан-Марко? А у нас — канатоходцы-космонавты в небе над Тверской.

«Путешествие в Рождество» перешагнуло границы города. Оно не только для москвичей — для всей страны, Но «Путешествие» — проект городской. И потому есть в нем небольшая доля здорового прагматизма. Никольская, кажется, не меняла наряд со времен футбольного мундиаля. Все так же подсвечен ГУМ, знаком москвичам и красный бант на фасаде ЦУМа. Повтор удачных решений сокращает расходы, не снижая привлекательности фестиваля.

Скромнее, друзья, скромнее

Никита Миронов, обозреватель:

— Петр I все придумал, помните? Съездил в Голландию и решил: в России так же будет! И стал посреди болот, невзирая на климат, затраты и людские жертвы, строить европейскую столицу. Получилось? Да, конечно. Венеция в снегах с промерзшими до дна каналами. Питер так и не стал Европой, несмотря на старания итальянских архитекторов. И холод страшный, и традиции русские. Вместо венецианских гондольеров — Раскольниковы с топорами и доценты Соколовы с пилами. Почему? А потому что Европа с ее красотами и традициями — не цветок. Ее из горшка в горшок не пересадишь. Получается итальянская пальма под русским снегом.

Хорошо, что фестиваль «Путешествие в Рождество» есть. Я сам посетил несколько площадок, и мне понравилось. Но второй раз не пойду. Это здорово, красиво, но — для туристов. Чтобы приехали и ахнули, как Москва-то, оказывается, умеет! Лично для меня это слишком ярко. Диснейленд впечатляет один раз, потом — не слишком интересно.

Хорошо, что фестиваль «Путешествие в Рождество» есть / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Если уж перенимать европейские традиции украшения городов, то нужно не переусердствовать. Стоит вспомнить, что самая успешная часть Европы — протестантская: Германия, Великобритания, Голландия. Та, девиз которой — скромность. Вот и нам нужно быть скромнее. А то у нас получается — «как в Европе», только если умножить на три. Такая супер-Европа. Нет, мы, конечно, люди русские, широкие, но мера нужна. У меня в Гончаровском парке когда монтировали праздничную иллюминацию, отключили свет в фонарях, что вдоль аллей стоят. Как видно, просто мощности на всю подсветку не хватило, пришлось занять. Потом, правда, и на аллеях фонари зажглись, но мне кажется, что усилия по освещению лучше перенаправить из публичных мест во дворы и на улицы.

У нас в Бутырском районе до сих пор есть темные детские и спортивные площадки. Вот там, там нужно побольше света. Если уж привлекать в Москву туристов, то нужно, на мой взгляд, сделать для них город более демократичным.

Больше гостиниц и хостелов с приемлемыми ценами. Активнее предлагать карты для туристов, дающие право на скидки — в музеях, кафе, а также метро и такси. Нужно сделать так, чтобы Москва стала доступнее. Ведь сегодня на тех же фестивальных площадках довольно высокие цены на все. Кофе за 150 рублей для большинства российских туристов — дорого. И булочка, пусть и свежайшая, за 200– 250 — тоже недешево. Мне кажется, нужно сделать так, чтобы Москва не поражала приезжих невиданным (и часто показным) богатством — «Ух ты, ну дают!», а стала более домашним и уютным городом. Европейским в хорошем смысле. Без «дорого-богато» и цыган с медведями.

Турпоток увеличивается

Сергей Голов, президент Союза туристических агентств:

— Влияние на туристический поток оказывает не только облик города, но и уровень обеспечения безопасности. В Москве за последние годы комфорт и безопасность жителей выросли в несколько раз. Доказательство тому — столица стала лучшим туристическим направлением года в мире по версии самой престижной премии индустрии World Travel Awards. Гости чаще всего отмечают красоту, удобство столицы и безопасность города.

Большой толчок развитию этой отрасли дал чемпионат мира по футболу, который проходил в столице в 2018 году. Стоит отметить, что в Москве очень удобно продумана логистика туристов, действует электронная виза, облегчающая въезд иностранцев в страну. Также рост турпотока связан с большим количеством гостей из других городов нашей страны. Чаще всего они приезжают во время каникул, в том числе новогодних.

Замечу, что во время праздников столица преображается, становится особенно нарядной. Вот уже более пяти лет в городе проходит фестиваль «Путешествие в Рождество», который с каждым годом притягивает все больше и больше туристов. Гостей столицы привлекает яркое оформление, новогодняя подсветка, разнообразный набор мероприятий — от катания на коньках до создания елочных игрушек и подарков своими руками. Замечу, что регионы берут пример с Москвы и тоже стараются организовывать подобные тематические фестивали. Но столица, конечно, остается лидером в этом направлении среди российских городов, причем не только за счет иллюминации и украшений, но и благодаря большому количеству достопримечательностей.

Гостей столицы привлекает яркое оформление, новогодняя подсветка, разнообразный набор мероприятий / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

От фестивалей выигрывают все: и город, который окупает вложенные в проведение фестиваля средства за счет большого потока туристов, и люди, которые могут полюбоваться красивым городом, и представители бизнеса — опять-таки за счет гостей предприниматели получают возможность продавать товары в праздники, не теряя в прибыли из-за москвичей, уехавших куда-то из города на время каникул.

В совокупности туризм в нашей стране задействует практически 57 отраслей, поэтому смело можно сказать, что бизнес — сувенирные магазины, продуктовые, торговцы на ярмарках, места общественного питания и другие — остается в выигрыше от каникулярных мероприятий в столице. Тем не менее, конечно, нужно контролировать ценовую политику на объекты размещения, чтобы она не превышала разумные пределы. В Москве в этом плане выстроена четкая и прозрачная система, которая доказала свою работоспособность. Правительство Москвы и столичный Комитет по туризму уделяют этому вопросу максимум внимания. Также считаю важным развивать производство сувениров.

Еще один важный аспект — благоустройство города. В порядок за последние годы городские власти привели не только центр, но и отдаленные районы. Из личного опыта скажу, что еще пять лет назад нельзя было представить, чтобы по Тверской, Мясницкой улицам, Бульварному кольцу массово передвигались туристы пешком. Я этого не видел. Сейчас же я сам часто бываю в центре Москвы и не раз видел туристические пешие группы, даже останавливался послушать экскурсовода, потому что очень интересно.

Все это, безусловно, положительно влияет на количество приезжающих в столицу. И то, что фестиваль «Путешествие в Рождество» по решению мэра Москвы Сергея Собянина продлили до конца января, совершенно не случайно. На мой взгляд, это связано с очень большим потоком туристов. Таким образом столичные власти решили дать возможность тем, кто еще не успел побывать на площадках фестиваля, посетить их и принять участие в мероприятиях.

Фестиваль приносит прибыль

Елена Николаева, председатель комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию:

— Аппетит приходит во время еды, и, вступив на путь развития индустрии гостеприимства, Москве уже не остановиться. Речь, конечно, о туризме как драйвере для экономики города, его развития.

В этом году самый грандиозный московский проект событийного туризма «Путешествие в Рождество» будет работать до 31 января. Только с начала работы фестиваля до 9 января 2020 года праздничные площадки посетили более 21 миллиона гостей. В прошлом году к празднику приобщились порядка 18,6 миллиона человек, таким образом, каждый год прирост числа посетителей составляет около 10 процентов.

По версии издания The Daily Telegraph, Москва вошла в топ-10 городов с самыми лучшими рождественскими ярмарками. А такого количества новогодних развлечений и украшений городских улиц нет ни в одной столице мира. Хочу заметить, что таких успехов удалось добиться всего за шесть лет. Первый пробный формат рождественского фестиваля состоялся в 2014 году — это были 34 ярмарочные площадки. В этом году их число достигло уже 81 во всех округах столицы.

По версии издания The Daily Telegraph, Москва вошла в топ-10 городов с самыми лучшими рождественскими ярмарками / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Расходы на фестиваль «Путешествие в Рождество» можно подсчитать по данным портала госзакупок. Например, в этом году Москва тратит на празднование Нового года 914 миллионов рублей. По сравнению с 2018 годом расходы выросли на 12 процентов, но и праздничных площадок стало больше — в Новый год — 2018–2019 — их было 69.

В общую сумму трат входят оформление улиц и парков, развлечения, фейерверки и прочее. Кстати, больше всех на эти цели потратил парк «Кузьминки-Люблино» — 39 миллионов рублей. В этом парке располагается усадьба Деда Мороза. Это мой округ, и я знаю, насколько любят свой парк жители, и, конечно, они рады такому повышенному вниманию к местным достопримечательностям.

Что касается экономики, то, по подсчетам правительства Москвы, фестиваль значительно увеличивает столичный бюджет. Один рубль, инвестированный городом в зимний фестиваль, принесет Москве почти 15 рублей. И если средний чек на одного посетителя фестиваля составляет одну тысячу рублей, то нетрудно посчитать доход только малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к участию в столичных рождественских ярмарках. Прибавим к этому расходы туристов на проживание, питание, шопинг и развлечения в праздничные дни.

Что не измеряется деньгами, так это появление стабильного спроса на предметы народных промыслов, локальных брендов из разных регионов России, развитие социального предпринимательства.

Каникулы закончились, Новый год для москвичей продолжается. У тех, кто еще не успел посетить основные рождественские площадки, есть шанс принять участие в празднике.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Как «Путешествие в Рождество» меняет Москву

Колонка обозревателя «ВМ» Ирины Алкснис:

Власти Москвы с законной гордостью отчитываются о результатах зимних празднеств. Пять миллионов туристов — как отечественных, так и зарубежных — побывали в российской столице. Загрузка московских гостиниц побила многолетние рекорды новогоднего периода (далее...)

amp-next-page separator