Кузьма Котрелев (Треплев), Дарья Мороз (Аркадина) и Игорь Верник (Тригорин) в спектакле «Чайка» (слева направо) / Фото: Александр Иванишин

Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова

Город

«Чайку» поставил один из самых мощных и влиятельных современных европейских режиссеров Оскарас Коршуновас.

Интерес к спектаклю в Москве невероятен. Оскарас Коршуновас в России ставил лишь дважды — в Et Сetera «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и в Александринке — «Укрощение строптивой» Шекспира. Кредо режиссера — извлекать актуальные смыслы из классики, обнаруживая ультрасовременное звучание текстов. Надо сказать, у него это получилось великолепно и по-чеховски иронично. Режиссер по-новому расставил акценты, буквально вытолкнув артистов из реальной жизни в чеховский текст. Он же изящно вплел туда и цитаты шекспировского «Гамлета», подчеркнув, что герои Чехова решают те же вопросы, которые решали герои Шекспира несколькими столетиями ранее. Вопросы, которые решаем и мы сегодня. И каждый ответ на свое «быть иль не быть» (главное — как именно быть) должен дать сам.

Нина Заречная (Паулина Андреева) решает «быть», находя смысл в вере.Терпение в ней, словно в тигле, переплавляет жизненную драму в качества большой актрисы — с какой бешеной энергией Нина читает в финале знаменитый монолог про «единую мировую душу»!

Треплев (Кузьма Котрелев), напротив, выбирает «не быть»: бунт молодого дарования против старых форм лишен перспективы, понимания «ради чего», о котором настойчиво напоминает Дорн (Станислав Дужников).

Тригорин (Игорь Верник) мучается вопросом, перед кем ответственен писатель — перед собой или публикой. Вот это — «перед публикой» — пожалуй, и проходит красной нитью в постановке: спектакль Коршуноваса — прежде всего о театре, о назойливых новых формах и замшелой академичности. О том, ради чего артисты работают. А еще о славе, ревности и прочих атрибутах творческой профессии. Поэтому мхатовцы чувствуют себя в спектакле как рыба в воде.

Есть в «Чайке» и знаменитая мхатовская пауза — команда артистов на сцене сидит и смотрит в зал на зрителей. А зрители — на них. И в какой-то момент становится не ясно, кто за кем наблюдает, а кто играет роли. Весь мир — театр.

В постановке блистательно работают Станислав Любшин, Дарья Мороз, Евгения Добровольская, Светлана Устинова, Евгений Сытый, Павел Ворожцов.

Читайте также: Москвичам показали быт времен Смуты

amp-next-page separator