Профессия без права на ошибку
Во вторник, 25 августа, сотрудники взрывотехнического отдела Отряда мобильного особого назначения столичной Росгвардии провели показательную тренировку по обезвреживанию гранат. Корреспондент «Вечерней Москвы» наблюдал за работой специалистов ОМОНа.
Взрывотехники Росгвардии без дела не сидят ни дня — дежурные подразделения реагируют на сообщение о найденных патронах и снарядах, подозрительных коробках, в которых могут быть взрывчатые вещества. И, конечно, регулярно проводят тренировки — чтобы всегда быть готовыми к вызову.
— Те, кто служит давно, еженедельно совершенствуют свои навыки. Также мы проводим обучение сотрудников, которые недавно устроились на службу и проходят сборы первоначальной подготовки, — рассказывает начальник инженерно-технического отдела Отряда мобильного особого назначения, подполковник полиции Сергей Бучнев.
Занятия проходят на учебном полигоне ОМОНа на улице Твардовского. Сегодня военнослужащие Национальной гвардии отрабатывают вызов по звонку от женщины, обнаружившей на улице коробку с торчащей из нее гранатой.
— В местах массового скопления людей мы работаем в тесном сотрудничестве с полицией, — рассказывает Сергей Бучнев. — Сотрудники ОМОНа оцепляют территорию и отводят граждан на безопасное расстояние. А на базе этот элемент не отрабатывается, но в остальном учения приближены к реальным условиям.
Сначала в дело вступает кинолог Анна Бойкова. Она выпускает служебную собаку по кличке Чейтон, которая должна «разнюхать», есть ли в гранате боевой заряд. Пес подбегает к коробке, обнюхивает ее и садится рядом. Это сигнал: собака учуяла взрывчатое вещество. Анна Бойкова по рации сообщает об этом своим коллегам.
Старший инженер-сапер, лейтенант полиции Александр Осипов, одетый в защитный спецкостюм «Купол» весом в 36 килограммов, приступает к своим обязанностям. Оставаясь в нескольких метрах от коробки, он протягивает в ее сторону включенный радиопеленгатор «Пелена-12М».
— Пеленгатор глушит все аппараты вокруг, чтобы злоумышленники не могли подать сигнал и взорвать содержимое коробки, — поясняет подполковник Сергей Бучнев. — А костюм защищает от гибели, если случайно произойдет взрыв. Человека, одетого в него, может только отбросить взрывной волной, но смертельных повреждений такая защита не допустит.
Лейтенант Осипов упаковывает картонную коробку с найденным предметом в специальный металлический контейнер, который уносит в безопасное место. В реальных, «боевых» условиях предмет отправили бы на экспертизу, чтобы выяснить: взрывчатое это вещество или нет.
— В реальной ситуации полиция начала бы проверку, — поясняет подполковник полиции Сергей Бучнев. — Ведь периодически в Москве изымают у людей патроны и гранаты, а после суда мы уничтожаем их.
После первой части учений лейтенант Александр Осипов вспоминает случай, когда он дежурил на концерте и у одного из зрителей на входе изъяли жестяную банку якобы с водой, тогда как проносить с собой жидкости на зрелищные мероприятия нельзя.
— Собака из кинологического центра подала знак — в емкости находится взрывчатое вещество, — рассказывает сапер ОМОНа Осипов. — Вот так с помощью четвероногого специалиста был изъят опасный предмет и направлен на экспертизу.
А в это время росгвардейцы переходят к следующей стадии учений: отработке вызова о нахождении взрывчатых веществ в помещении. На полигоне находится четырехэтажное здание, где сотрудники спецподразделений отрабатывают разные операции. Сейчас задача росгвардейцев — как можно быстрее вскрыть металлическую дверь и обнаружить опасный предмет.
Взрывотехник ОМОНа Сергей Трояновский с помощью бензореза за минуту срезает внутренний замок, и дверь открывается. После этого кинолог Анна Бойкова запускает в помещение собаку, которая быстро пробегает по всем этажам и садится около коробки. Дальше саперы повторяют процедуру обезвреживания и быстро уносят взрывчатое вещество в безопасное место.
И вот последняя задача: нужно вскрыть дверь с навесным замком, чтобы попасть к последнему условному взрывному устройству. Майор Сергей Трояновский уже берет в руки разжиматель — довольно тяжелый эффективный инструмент для быстрого взламывания навесных замков. С задачей он справляется секунд за двадцать. Дальше кинологи с инженерами-саперами также быстро выполняют свою работу.
— С задачей справились успешно, — констатирует начальник инженерно-технического отдела Отряда мобильного особого назначения, подполковник полиции Сергей Бучнев.
Но для того, чтобы работа была слаженной, нужны регулярные тренировки — они помогают довести действия специалистов до автоматизма.
— К счастью, в столице нашим сотрудникам реже приходится применять свои знания на деле, — говорит начальник инженерно-технической службы ОМОНа Александр Сафронов. — Но наши бойцы часто выезжают в служебные командировки, где успешно применяют полученные знания и навыки на практике.
САПЕР ДОЛЖЕН УМЕТЬ
Взрывотехников столичного ОМОНа часто направляют на вызов по звонкам на 02 о найденных подозрительных вещах, если кинологи подтверждают, что внутри находятся взрывчатые вещества. Также специалисты уничтожают по решению суда взрывчатые вещества и боеприпасы, незаконно находившиеся в обороте у граждан, — чаще всего это патроны, гранаты. Также столичных взрывотехников привлекают к уничтожению боеприпасов из других регионов, где нет своих полигонов, например из Воронежской области. Часто взрывотехники выезжают в служебные командировки в горячие точки, где изымают много оружия, незаконно находящегося в обороте.
Читайте также: Кинологи рассказали о подготовке собак для службы в ОМОНе