Фото: pixabay.com

«Большинство с первого раза не сдаст»: как изменится экзамен на водительские права

Город

Новая редакция административного регламента МВД России по проведению экзаменов на водительские права позволит оптимизировать процедуры получения документов и значительно приблизить процесс тестирования будущих водителей к стандартам развитых стран. Тем не менее в обновленных правилах еще остаются недоработки. Такого мнения придерживаются эксперты, опрошенные «Вечерней Москвой».

Отметим, согласно новому документу, опубликованному на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов в пятницу, 11 сентября, с 1 апреля 2021 года проверка первоначальных навыков управления автомобилем на закрытых площадках как отдельный экзамен проводиться не будет. Соответственно, экзамен будет проходить сразу в условиях реального дорожного движения.

Образование станет лучше

Тем не менее площадка при подготовке никуда не денется. Как объяснила «ВМ» председатель правления Национального союза автошкол Елена Зайцева, в регламенте, который был подготовлен по постановлению правительства и активно обсуждался экспертным сообществом еще с прошлого года, найден в итоге компромисс. Однако в целом представитель отрасли, на которой новые правила непосредственно могут отразиться, приветствует нововведения.

— В документе также сказано, что некоторые навыки — парковка, разворот — могут оцениваться экзаменатором с использованием закрытых территорий — тупиков, площадок учебных. Пока получилась мешанина. С одной стороны, сделали шаг вперед, потом немножко вернулись назад. Но все равно обучение в автошколах, на мой взгляд, станет лучше, если мы будем готовить к проверке в реальных дорожных условиях, — заявила специалист.

Фото: photoxpress.ru

Она также подчеркивает, что существующее разделение на площадку и город не соответствует опыту развитых стран, за исключением постсоветского пространства. В какой-то степени старый формат можно сравнить с проверкой знаний алфавита при приеме в школу. Конечно же, смысла в этом нет.

— Надо проверять навыки водителя в реальных условиях на дорогах. На закрытой, искусственной территории оценка этих навыков ничего не дает для безопасности и самих экзаменаторов. Очень часто у нас просто натаскивали учеников на эти упражнения четким алгоритмом, даже указывали, где сколько поворотов делать. В реальности ученики не могли выполнить то же самое на дороге, потому что там нет конусов, стоек и не всегда все так однозначно. Так что к проверке реальной безопасности это не имело никакого отношения, — добавила Зайцева.

Реформы нужны еще

Не очень правильным же сейчас, по ее словам, остается то, что, несмотря на изменения, образовательные стандарты подготовки не меняются. Более того, их создает не то ведомство (министерство просвещения), которое предъявляет требования к экзамену (МВД). Однако эксперт выразила надежду, что учить будущих водителей станут все равно в соответствии с новым регламентом тестирования, а не по официальным программам.

Фото: «Вечерняя Москва»

Как считает заместитель председателя общественного совета при министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков, отсутствие площадки в регламенте нового экзамена точно в худшую сторону не повлияет. И то, что инспекторы будут снимать с экзамена за непристегнутый ремень или за разговор по телефону, — это тоже правильно, хотя в здравом уме второе ни один человек точно делать не будет. Однако на этом реформирование системы проверки останавливать не стоит, убежден общественник.

— Если мы говорим про безопасность, я бы еще задумался о правах нескольких градаций. Например, сначала человек получает права ученические с ограничениями — допустим, не больше одного пассажира, не ездить со скоростью больше определенной. Год он ездит с этими правами успешно, без взысканий, нарушений и получает полноценные права. Соответственно, если он регулярно нарушает, — права изымаются. Так создается мера ответственности. Кроме того, это сделает неудобной и дорогой коррупционную составляющую, что до сих пор практикуется. Такого, на мой взгляд, пока не хватает, — предложил эксперт.

Пока же разговоров о столь многоступенчатых путях получения водительских прав не ведется. А к 1 апреля тем, кто только хочет или уже поступил в автошколы, надо успеть подготовиться к реальному вождению под пристальным взглядом человека в погонах.

Оптимизация

Безусловно, идея привести в соответствие с современными требованиями экзамен — это важная цель, но есть еще одна причина нововведения, которую отмечают эксперты, — оптимизация процесса. По словам автожурналиста Игоря Моржаретто, самих экзаменаторов после сокращений в ГАИ не хватает, и в некоторых регионах приходится месяц после окончания школы ждать очереди на возможность законно получить права.

Но после вступления в силу нового регламента, считает Моржаретто, «большинству сдать экзамен с первого раза будет сложнее».

— По времени проверка получится длиннее, а задач будет больше, — предположил эксперт.

При этом в мире к «площадке» отношение неоднозначное.

— Например, в Южной Корее основные навыки отрабатываются на площадке, а в Германии площадки нет вообще, сразу начинают учить на улице, правда, на тихой. Поэтому вопрос очень спорный, но МВД настояло на таком решении, — добавил он.

С другой стороны, реальная подготовка водителей действительно может улучшиться, и документы на право управления транспортным средством получат те, кто и вправду обладает необходимыми навыками. По крайней мере, так считают в ГИБДД. Однако, как оно будет на самом деле, можно узнать только со временем, резюмирует Игорь Моржаретто.

Читайте также: Новые налоги и дорогая парковка: чем обернется для россиян бесплатный транспорт

amp-next-page separator