Новые налоги и дорогая парковка: чем обернется для россиян бесплатный транспорт
Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Новые налоги и дорогая парковка: чем обернется для россиян бесплатный транспорт

Транспорт

Идея отмены платы за проезд в общественном транспорте в России к 2035 году, обозначенная в проекте транспортной стратегии Минтранса, нуждается в серьезной проработке и общественном обсуждении. Кроме того, есть риск введения новых налогов на обладателей личных автомобилей. Да и сам личный транспорт за 15 лет может кардинально поменяться. Таких мнений придерживаются эксперты, опрошенные «Вечерней Москвой».

Не без ложки дегтя

Напомним, согласно документу, оказавшемуся в распоряжении Российского союза промышленников и предпринимателей и на который ссылаются СМИ, бесплатный проезд в общественном транспорте предлагается ввести при условии внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов. И это как раз таки «ложка дегтя» в, казалось бы, изначально прекрасной идее.

Схема «пользователь платит» предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по региональным дорогам, а к 2035-му — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. При этом не уточняется, означает ли это, что проезд на своем автомобиле по любой дороге в стране станет платным.

Без обсуждения никак

Теоретически это может быть и вбросом, считает заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков.

— Прежде чем пускать такие идеи в общественный оборот, надо провести обсуждение. Собрать пресс-конференцию, объяснив, что это, зачем это, какие плюсы, и предложить экспертной общественности, как этот проект запустить, — заявил эксперт.

Новые налоги и дорогая парковка: чем обернется для россиян бесплатный транспортФото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

Однако если о вбросе речи не идет, то, по словам общественника, для начала необходимо провести эксперимент в отдельно взятом городе или регионе. И начинать надо именно с концепции бесплатного общественного транспорта, без взимания платы с владельцев личных автомобилей и в разных географических условиях. На данный момент люди и так пострадали за время пандемии, и любые дополнительные сборы чреваты социальными трениями.

— В мире есть примеры платного въезда в города, в основном они касаются центральных частей и к тому же городов очень обеспеченных, перенаселенных. И результаты не везде однозначные. Поэтому здесь я бы тоже был аккуратен, — отметил Мухортиков.

Популизм или нет?

Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин к идее отмены проезда в транспорте отнесся плохо и назвал ее популистской, потому что ни технически, ни организационно ее реализовать нельзя. Да и затраты в любом случае необходимо будет как-то компенсировать за счет дополнительных налогов для всех ездящих на собственных автомобилях, а страна крайне неоднородна.

— Думаю, жители Находки, с которых будут брать деньги за проезд по их дорогам, где автобусы особо не нужны, будут страшно рады, что своими деньгами оплачивают функционирование транспорта в пределах развитых крупных городов, — иронизирует специалист.

Прогресс на месте не стоит

Впрочем, по словам Андрея Мухортикова, дело не в популизме. А в экономической целесообразности. Тут потребуется согласовать огромное количество вопросов и интересов с самыми разными ведомствами и организациями. Плюс это колоссальные затраты. А главное — для чего это нужно?

— Безусловно, в большинстве пользователи общественного транспорта будут только рады, если им сделать бесплатным проезд. Другое дело, если провести референдум об отмене налогов, то большинство граждан тоже проголосует за. Только это не имеет отношения к управлению государством, — сказал он.

Новые налоги и дорогая парковка: чем обернется для россиян бесплатный транспортФото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Кроме того, в ближайшие годы возможен массовый переход на электротранспорт и проблем с экологией из-за личного транспорта в текущих объемах уже не будет. К тому же активно тестируется беспилотный транспорт. Мухортиков считает, что все это кардинально изменит систему городского транспорта в целом. И то, что предлагается сейчас, по сути, сравнимо с подготовкой старых генералов к прошлой войне.

— Знаете, в начале XX века газеты на полном серьезе писали, что если извозчиков будет все больше, города в течение пары десятков лет покроются многометровым слоем лошадиных экскрементов. Это исторический факт. Вот здесь Минтранс немного им уподобляется. А в 20-е, 30-е годы мы увидели массовую автомобилизацию, — напоминает эксперт.

Успешный опыт

Владимир Валдин же говорит, что дешевым или бесплатным общественный транспорт можно сделать, подняв цены на парковку. Ничего нового здесь нет. И в России, даже постсоветской, уже были попытки сделать проезд бесплатным, только они приводили к упадку общественного транспорта. Далеко не каждая страна может себе такое позволить.

Впрочем, успешные примеры есть и в Европе: это два небольших государства — Эстония и Люксембург. В Таллине руководствовались желанием увеличить население и, соответственно, поступления в городской бюджет, поскольку отменена плата за проезд лишь для людей, зарегистрированных в эстонской столице, и людей старше 65, тогда как туристы и ее гости оплачивают проезд полностью. Также, оставляя автомобили во дворах домов, граждане чаще стали тратить деньги в кафе и магазинах. А те в свою очередь — давать больше налогов в городскую казну. Сначала эксперимент был только в Таллине, а затем стал распространяться по всей стране.

Люксембург же вообще стал первой в мире страной с бесплатным общественным транспортом. Потому как там оказалось дешевле вкладываться в общественный транспорт, чем толкаться в пробках своих немногочисленных городков с весьма обеспеченным населением. К тому же и Эстония, и Люксембург активно развивают электротранспорт и инвестируют в него.

Разумеется, у России не такая компактная территория, чтобы массово замещать автомобили и автобусы с двигателями внутреннего сгорания на электрокары, климат тоже далеко не везде мягкий.

Государство не проиграет

Автожурналист Юрий Гейко отнесся к идее бесплатного проезда в общественном транспорте и платного на собственном автомобиле не так категорично, как другие наши эксперты. По его словам, необходимо рассматривать конкретные случаи.

— Есть люди, которые не выезжают годами за черту города, а есть люди, которые за год накручивают десятки тысяч километров. Я в молодости по 90 тысяч километров в год накатывал. Для одних это будет выгодно, для других — затратно. Сейчас мне за 70 лет, я езжу мало и отношусь к идее положительно. Пенсионеру без разницы, из какого кармана убудет, а в какой прибудет, — объяснил эксперт.

Для того чтобы оценить эффект от предложений Минтранса, убежден спикер, необходимо взять в руки калькулятор и все посчитать. Особенно учитывая тот факт, что проезд одного человека в том же Люксембурге обходится казне чуть ли не в размере 600 евро (около 53 000 рублей) в год. Внешне это выглядит крайне затратно. Но, по словам Гейко, авторы российского проекта в любом случае в плюсе. Только надо найти этот плюс. Государство и компании, стоящие за ним, в обиду себя уж точно не дадут.

Как сообщили в Минтрансе 11 сентября, при доработке транспортной стратегии действительно допускается переход к бесплатному общественному транспорту в городах к 2035 году, однако это возможно лишь при условии платного проезда на личных автомобилях по большинству российских дорог.

Читайте также: «Больше вреда, чем пользы»: эколог развеял главные мифы о защите окружающей среды

Google newsGoogle newsGoogle news