Фото: depositphotos

Идем на Восток: сколько требуется времени для переориентации российской нефти

Экономика

На фоне практически полного прекращения поставок нефти в Европу Россия значительно нарастила торговлю со странами Азии. В будущем российская нефть еще больше будет уходить на Восток, однако для налаживания инфраструктуры нужно несколько лет. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал аналитик, международный эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов.

По словам эксперта, в этом году поставки нефти из России в Европу значительно сократились.

— В Европу мы пока поставляем по южной части нефтепровода «Дружба» — это Венгрия и Словакия. Там объемы совсем небольшие. Теперь казахстанская нефть к ним начинает приходить, Саудовская Аравия и США увеличили поставки. Но дело в том, что сейчас по всему миру рецессия, поэтому потребление нефти существенно падает, — рассказал Демидов.

Перспектив возобновления полноценных поставок из России в страны ЕС пока нет, подчеркнул аналитик. Выходить из этой ситуации Европа будет при помощи переноса промышленности за пределы Евросоюза, при этом граждане ЕС также будут экономить энергоресурсы.

Освободившиеся объемы нефти Россия перенаправляет в страны Азии, сообщил Демидов.

— Основные покупатели сейчас — Китай и Индия. Значительно выросли поставки в Индию, но в Китай мы теперь тоже поставляем больше нефти. В идеале нужно расширить мощность ВСТО (трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан — прим. «ВМ»). Более чем половину нефти Россия поставляет с помощью танкеров. В Индию — только танкеры, в Китай — ВСТО, железная дорога и танкеры, — объяснил аналитик.

Полная переориентация российской нефти на Восток включает в себя обустройство инфраструктуры и увеличение пропускной мощности труб. По мнению эксперта, на это потребуется не меньше пяти лет.

Как заметил специалист, большую роль в поставках нефти на Восток играет железная дорога. При этом пока речи о постройке новых трубопроводов не идет.

— Ни «Транснефть», ни «Роснефть» не заявляли о масштабных инфраструктурных проектах. Вполне может быть, что РЖД придется тянуть это на себе: сначала оптимизировать поставки, а потом увеличивать пропускную способность железной дороги. Если мы говорим об РЖД, то это поставки в Китай. Если нам и не хватит цистерн, то Китай точно поможет. Я думаю, что мы будем стараться фрахтовать как можно больше танкерного флота, — предположил собеседник «ВМ».

По словам Демидова, в 2022 году новых покупателей нефти в Азиатском регионе у России не появилось. Даже если поставки в такие страны и были, то объемы там не представляют существенного интереса, заключил эксперт.

amp-next-page separator