Женская дуэль: в Театре Моссовета прошла премьера пьесы «Похищение эС»
В Театре Моссовета состоялась яркая и достаточно неожиданная премьера — «Похищение эС». Мы помним пьесу Петра Гладилина тридцатилетней давности «Похищение Сабинянинова», над символическим названием которой тогда не ухмыльнулся только ленивый критик. И вот спустя годы драматург предлагает новое прочтение — яркое, нетривиальное, актуальное. И называется пьеса уже «Похищение эС». А история та же: две женщины азартно делят одного мужчину посредством похищения, получая неожиданный результат.
Следить за этим восхитительным процессом женской дуэли крайне весело и занимательно. Смеемся здесь до колик. Комедия? Конечно. Но какая? Сам автор назвал ее «комедией с балетом и синхронным плаванием». Все это будет на сцене, но постановщики уточнили, сняв с себя всякую ответственность: это комедия, но утопическая. По сути, фантазия, игра воспаленного воображения, почти буффонада.
— Чтобы не выдавать ходы и не путать зрителей экстравагантностью поступков героев, рассказывать сюжет отказываюсь, — говорит режиссер Татьяна Архипцова. — Но в одном предложении события можно сформулировать так: «Соперничая из-за любви к одному мужчине, две женщины — рыбачка и балерина — совершают поступки, в которые трудно поверить». Могу добавить, что все заканчивается неплохо. И все, к радости, танцуют. И как у Окуджавы: «все наши глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает». Поэтому в итоге в конце концов будем и мы счастливы в обнимку с героями. Если не сами, то хотя бы за них.
Сценография очень лаконична, тем более что спектакль играется в малом зале «Под крышей». Александр (Шура) Петров намеками рисует образ корабля с его сложной машинерией. Штурвал и рыба — как основные символы двух бурь, которые разразятся по ходу спектакля. Они будут символичны и метафоричны, как, впрочем, и вся сюжетная история похищения «по приколу».
За любовь надо бороться. Эту истину по-своему понимает прекрасная рыбачка Мария (невероятно пластично-сексапильная клоунесса Екатерина Девкина), которая всеми правдами и неправдами — вплоть до затопления катера — завоевывает для себя вялого электромеханика третьего класса Володеньку. Алексей Трофимов — будто тряпичный Арлекино — согласен на все. Это похищение номер один в стране, где мужчин на всех не хватает.
Трофимов играет, как ни грустно признать, антигероя нашего времени. Бесхарактерного обаятельного подкаблучника, который недотягивает до альфа-самца, но на продолжение рода вполне годится. В критической ситуации будет признаваться в любви всякой женщине. Он, конечно, по-своему любит свою жену, знаменитую петербургскую балерину Ангелину Ивановну (вы можете представить, о чем они разговаривают?). Но это не помешает ему отдаться в Анапе (откуда, кстати, родом драматург) отчаянной рыбачке и сделать ей семерых детей. Но он не виноват — его же похитили...
Чтобы довести ситуацию до абсурда, будет и похищение номер два. Тут на бис гротескный выход Ангелины Ивановны в черной вуали — яркая работа Анны Гарновой. Она создает образ балерины на пенсии (теплый, трагикомичный, неоднозначный), оставляя воздушное пространство между собой и своей героиней.
Опять в ход идут проклятые кингстоны, и снова чудо спасает героев. Но это еще не финал, в котором будут и пистолеты, и настоящая дуэль, и балетные пачки...
Спектакль, полный драйва и юмора, где каждая реплика как вкусная конфета с ироничной начинкой, идет в невероятном ритме, который поддерживают все члены ансамбля. Прекрасна Вера Каншина в роли элегантной прислуги Прасковьи Федоровны. Уморителен Александр Попело в роли несчастного соседа Павла Аркадьевича. Наконец, юная Анфиса, мстящая за маму — пластичная и комичная одновременно Евдокия Карева — настоящая находка и тонкая краска в общем ансамбле.
Ну а смысл этого «шапито-шоу», полного игровой стихии, иронии, юмора, даже иногда сарказма, каждый для себя определит сам. Слоев здесь автор наметил немало — вплоть до философских обобщений о том, что мы все — единое целое. Не зря же Гладилин получил образование философа.
И впрямь, все эти «глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает». И в какой-то момент эти смешные люди в своем вихре житейских страстей напомнят нам чеховских героев — таких же нелепых, трогательных, живых людей. Зритель может вполне узнать себя в одном из них. И призадуматься...
По сути, театр предлагает нам лупу. Или зеркало — кому что больше нравится. Не делая строгих выговоров и не вынося приговора, а деликатно напоминая и мужчинам, и женщинам: у вас всегда есть выбор остаться человеком, проявить благородство. И в любви тоже. Кстати, любить — иногда означает отпустить человека на все четыре стороны к его любимому делу. Правда, не все на это способны.
Не бог весть какая истина — уже подзабытая и дерзко всплывшая в Театре Моссовета.