«РУССКИИ КОВЧЕГ» УЕХАЛ ПУСТЫМ А ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМА ДОСТАЛАСЬ ПИАНИСТУ

Развлечения

Поскольку полчаса вас изматывают тем, что бешено вращают изображение на экране по кругу, словно засовывают в какую-то центрифугу и забывают ее остановить.Фильм снят тринадцатью кадрами. В Канне явно соревновались: кто меньше.Фильм иранца Аббаса Киаростами «Десять» состоит, например, из десяти кадров.Понятно, что Александра Сокурова с его «Русским ковчегом», который снят одним кадром, превзойти было невозможно. Что касается фильма Ноэ, начальные титры прочитать вообще невозможно, поскольку мы видим их в зеркальном отражении. Кто снимал фильм, кто в нем снимался, кто заплатил, как он называется, узнать невозможно (забота Гаспара Ноэ о зрителе не знает границ!). Но это еще не все. Действие фильма развивается задом наперед, от конца к началу.То, что мы видим в начале это финал истории, страшные мучения Касселя, у которого «мальчики кровавые в глазах» по поводу того, что его любимую изнасиловали, и яростные поиски им виновного. К середине фильма движение несколько замедляется, и у зрителей появляется возможность разглядеть отдельные фрагменты тел и лиц. Эксперимент, впрочем, любопытный.Остальные фильмы, показанные в последние дни в Канне, если и не являются шедеврами, то, во всяком случае, их присутствие в конкурсе главного фестиваля мира не внушает никаких сомнений. Ветеран южнокорейского кино Им Квон-таек сделал добротный и очень красивый фильм, название которого можно примерно перевести как «Живопись и женщины на пьяную руку».Актер Чой Мин-сик, исполняющий роль известного в Корее художника прошлого века Охвона, делает это с завидным мастерством, сочетая в игре азиатскую страсть и преувеличенность эмоций с европейской сдержанностью и легкой иронией. Визуальная пластика ошеломляет.От 69-летнего Романа Поланского многого не ждали (все предсказывали победу фильму молодого финского классика Аки Каурисмяки «Человек из прошлого»), и все же его «Пианист», картина серьезная, добротная, явно не случайная для Поланского, в которую он вложил всю душу. В истории про варшавское еврейское гетто, где прячется знаменитый польский пианист Владислав Шпильман (Адриен Броуди), все правда, но почему-то эта правда на экране выглядит неубедительной и выдуманной. Речь о деталях, которые неточно выбраны и банальны. Пожилая дама, которая бегает по рынку и театрально ко всем пристает: «Где мой Исаак? Вы не видели моего Исаака? Если увидите, передайте, что я его ищу», рычащие эсесовцы, широко расставляющие сапоги... Несколько не дней, не месяцев, но лет Шпильман не подходит к роялю, пальцы скрючены от холода, от физической работы, и вот немецкий офицер-интеллектуал, который обнаруживает его на чердаке, просит его что-нибудь сыграть (рояль, разумеется, в кустах валялся). Не долго думая, Шпильман садится и начинает играть не что-то медленное типа «Лунной сонаты», а соль-минорную Балладу Шопена, весьмавиртуозную, демонстрируя такую технику, словно он тренировался все это время на своем Бехштейне по двенадцать часов в сутки. И все же именно с этого места, вернее чуть раньше,когда Шпильман находит банку с огурцами и немец помогает ему ее открыть, в картине появляется живость и теплота.«Противник» Николь Гарсии, так же, как и «Пианист» Поланского, основан на реальной истории о человеке, который в течение восемнадцати лет изображал из себя доктора, будучи никем, а когда его обман стал выходить наружу, не долго думая, убил свою жену, детей и родителей. В жизни, может быть, у него были веские причины это сделать, возможно, он просто спятил, но в фильме Николь Гарсии все объяснения остаются за кадром. Даниэль Отей играет хорошо, но неизвестно кого он играет, и в конце картины ты чувствуешь, что тебя просто дурачат.Фильм Клода Лелюша «А теперь... дамы и господа» завершил фестиваль на облегченной, но довольно милой ноте.Хотя приключения потерявшей память Патрисии Каас с потерявшим же память Джереми Айронсом под музыку Мишеля Леграна выглядят довольно анахроничными и бестолковыми. При этом все время задаешься вопросом: «Почему Патрисия Каас напоминает колхозницу, а Джереми Айронс пациента лечебницы, давно и тяжко болеющего, много страдавшего в жизни, хотя страдал он вряд ли больше, чем голубой воришка Альхен, его коллега по профессии.» Решение жюри на этот раз не радикальное. В общем, все, кто претендовал, что-то получили.Что касается Золотой пальмы, она оказалась довольно неожиданной, но понятной: сработала все же магия большого имени и, главное, «важность темы».Итак, дамы и господа... призы Каннского фестиваля.[b]ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ – «Пианист» Романа Поланского (Франция/Польша).ГРАН-ПРИ – «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки (Финляндия).ЛУЧШАЯ АКТРИСА – Кати Оутинен («Человек без прошлого»).ЛУЧШИЙ АКТЕР – Оливье Гурме («Сын», Бельгия).ЛУЧШАЯ РЕЖИССУРА – Им Квон-таек («Живопись и женщины на пьяную руку», Южная Корея) и Пол Томас Андерсон («Любовь как пунш», США).ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ – Пол Лаверти («Милые шестнадцать» Кена Лоуча).СПЕЦПРИЗЫ – «Божественное вмешательство» (Элиа Сулейман, Палестина) и «Боулинг для Колумбайн» (Майкл Мур, США).[/b]

amp-next-page separator