Рядовая Лебедушкин

Развлечения

«Даже не знаю как доложить, товарищ полковник. Такого ЧП у нас еще не было. Рядовой Лебедушкин из пятой роты стал девушкой». Полковник поперхнется чаем, почешет затылок. Поинтересуется, «все ли мужское достоинство отсутствует» у загадочного рядового и «что тогда имеется в наличии». Услышит, что в наличии имеются «грудь и сопрано». И придется полковнику решать кадровую задачку, которая не описана ни в одном учебнике по военному делу.Ситуация и название пьесы сомнений не оставляют – добром дело не кончится. Мотылькам ведь положено лететь на свет и сгорать. Фантасмагорическую задачку с грустным решением задал драматург (полковник). И по литературным масштабам, и по «плотности» режиссуры «Мотылек» – камерная интермедия между конгениальными Пушкину да Толстому спектаклями «генерал-лейтенанта» Петра Фоменко (согласно табелю о рангах от коллег по цеху). Но интермедия очень симпатичная и сентиментальнаясентиментальная. В другом театре сквозь сентиментальность пьесы нет-нет да и проступило бы дурновкусие, но «фоменки» превращают в поэзию все, к чему прикасаются, точно античный царь Мидас - в золото.Итак, рядовой Лебедушкин () был натурой творческой и ранимой. Выгнанный из театрального института и загремевший в армию, он не утратил любви к театру и даже сочинил кусочек пьесы про межзвездные миры и межпланетную великую любовь. От издевательств ротного капитана Лебедушкин, что называется, решился на крайность и… превратился в девушку. И теперь вместо обычного москвича-интеллигента-рядового «в наличии имеется» хрупкое рыжее существо, которое бредит театром, шьет изящные платьица из занавесок, томно жалуется на «больные дни» и жалобно просит отпустить его, то есть ее, в Москву к маме. Солдафоны перед сложной дилеммой – то ли в бараний рог согнуть этого симулянта, то ли отпустить барышню подобру-поздорову.Непременная ирония и подчеркнутый аристократизм – то, что всегда отличало игру «фоменок» вообще и в частности эту роль , чья героиня изъясняется так изысканно и держится так гордо, точно окончила Институт благородных девиц. Зал хохочет, когда восторженная барышня по приказу полковника читает свое творение про любовь неких Азельмы и Соль Минор, а полковник ей в ответ (сам от себя не ожидая, что так расчувствуется) — про то, как «четыре дня из гостиницы с Ольгой не выходили – так любили друг друга».Но когда через несколько минут рядовая Лебедушкин противостоит в одиночку жлобу-капитану (), который тихо, вкрадчиво, чуть ли не заботливо обещает отправить ее домой в цинковом гробу, — мороз по коже.По закону жанра (сказку про чудесное превращение драматург счел невозможным свести просто к армейской чернухе) одного — полковника — в свою веру она все-таки обратит. Юрий Степанов замечательно играет этакого русского медведя, чья душа точно находится в спячке (а иначе не выдержать собственных воспоминаний о погибших друзьях, о бросившей жене), которому эта тонкорукая рыжая малявка в два счета расцарапала сердце. И на землю ее вроде бы надо вернуть, и не погубить при этом, и самому «летать охота». И «долетаться» однажды до ночных репетиций «Отелло» с рядовым Лебедушкиным (да простит Вильям наш Шекспир, но именно сцены из самодеятельного «Отелло» кажутся здесь скучноватыми).И до того, что гибель рядового Лебедушкина – допустимая по уставу на боевых учениях – покажется бывалому полковнику непоправимой потерей.

amp-next-page separator