КИЛЛЕР ПОШЕЛ НА ГОЛГОФУ

Развлечения

Апрель — это прозвище главного героя, Пети (), рыцаря московских улиц и подворотен, попавшего между двух огней: с милицией не дружит, а тут еще мафия наезжать начала — якобы Апрель стукач. И нелегкие бандитские пути-дорожки выводят юношу на стезю киллера. Предыдущие фильмы Мурзенко, точнее — фильмы, снятые по его сценариям, изобиловали сленгом невероятно. На них смело можно было группами водить начинающий криминалитет, изучающий диалектику не по Гегелю, а русский язык — не по Гоголю. В «Апреле» фени тоже более чем достаточно, но она уже не производит того — да простится мне — упоительного впечатления, как в «Маме...» и «Теле...». В «Апреле» Мурзенко решил заполнить экран вещами более эфемерными. Режиссер задумал поймать двух зайчиков: с одной стороны — снять фильм в условном жанре игры-мозаики-угадайки, собрав в нем немыслимое количество лоскутов-цитат из картин всех времен и народов; с другой — провести героя через несколько кругов ада в поисках правды. Первый зайчик — для зрителя, искушенного в кино, второй — просто для зрителя.Порой кажется, что режиссеру гораздо больше нравится играть в режиссерские ходы, чем погружаться в суть проблемы. Чисто игровые моменты, забавные вставки — например, крохотный эпизод с Ренатой Литвиновой, где она томно говорит по сотовому телефону с одним любовником, одновременно лаская другого.Или присутствие популярных певцов в колоритной роли православного батюшки-бандита.Все эти «золотые вкрапления» смотрятся вполне органично, но отделаться от ощущения, что перед тобой свадебные генералы, все равно нельзя.«Апрель» — пожалуй, самый поэтичный криминальный фильм последних лет. Конечно, никуда не деться от некоторой романтизации главного героя, который на наших глазах за два часа совершает путь на свою Голгофу, по дороге очищаясь от скверны, что поселилась в нем с рождения. Если в первых кадрах перед нами — напуганное существо в дешевой ушанке, шарахающееся от ментов, то к концу картины вдруг оказывается, что парень-то мало того, что умен и силен, он просто симпатичен и даже сексапилен. Происходит чудесное, почти сказочное перерождение — вчерашний уголовник спасает детей, женщин, целую больницу и даже «заказанного» бизнесмена Володю ценой, между прочим, собственной свободы как минимум. А то и жизни.Во многом «Апрель» — зеркальное отражение «Брата».Вспомним: симпатичный Данила Багров с открытым взглядом на наших глазах шаг за шагом скукоживается до банального уголовника, проповедующего сомнительную философию, очень похожую на фашизм. А Петя Апрель, банальный уголовник, подспудно проповедующий тоже весьма сомнительные ценности, на наших глазах превращается в симпатичного героя с открытым взглядом. Безусловно, Данила — персонаж более жизненный, чем Петя. Показать падение гораздо проще, чем восхождение. Да и само восхождение надо совершать, тогда как падение совершается само. Мурзенко — вольно или невольно — своим фильмом и героем ставит с ног на голову постулат Балабанова-Багрова «Правда — это сила». Петя Апрель, который на протяжении фильма пытается разобраться, где же она, правда, как найти ее, не потеряв при этом все, что имел, все-таки ставит точку в своих поисках: «Сила — это правда». Ну что, Данила? Скромный уличный уголовник Апрель вызывает тебя на дуэль.Вряд ли «Апрель» станет культовым, как стал культовым его антипод — «Брат». Время пока еще требует интриг позаковыристей, героев — покруче и попроще, а философию — посомнительней. Но колокольчик прозвонил: с «Апрелем» мы получили маленькую оттепель и передышку, мы можем не бояться, что придет Данила Багров — и ему все поверят. Мы получили, наконец, стильное кино с хорошей актерской игрой, крепкой режиссурой, кино, которое постаралось без фальши и причитаний на тему загадочной русской души посмотреть в черноту сегодняшнего дня через незапотевшие очки.

amp-next-page separator