Дом вернулся – гнома нет
Большинство столичных театров существует по традиционной схеме: всем знакомое здание, куда давно протоптана тропа; регулярно пополняемый репертуар; очереди у касс; реклама в метро и на улице. Но нет закона, что запрещал бы жить по собственному распорядку.Как живет, например, «Школа драматического искусства». Не оттого ли нескончаемы ее непримиримые столкновения с чиновниками? Основатель театра «Школа драматического искусства», его идеолог и худрук Анатолий Васильев – режиссер, имеющий репутацию человека-легенды и главного театрального затворника. Он репетирует и выпускает спектакли тогда, когда считает нужным. Проводит тренинги и лаборатории для приезжающих режиссеров; активно работает и за границей. И не скрывает, что не желает быть похожим на остальных.Театр Васильева начинался почти 20 лет назад в небольшом полуподвале на Поварской – помещение было создано по индивидуальным эскизам руками тех, кто работал тогда у Васильева. Сегодня «Школа» значительно разрослась. И существует теперь, помимо Поварской, еще и в роскошном дворце на Сретенке, в своеобразном театральном городе, спроектированном лично Васильевым вместе с художником Игорем Поповым.Существовать-то существует, только с некоторых пор довольно беспокойно. Многие помнят, что вскоре после Театральной олимпиады в Москве разразился скандал: правительство Москвы постановило передать здание театру «Мастерская Петра Фоменко». Фоменко от «дара» публично отказался; историю замяли. Теперь, через два года, началась новая серия «переделов собственности».На брифинге, собранном Анатолием Васильевым все в том же дворце на Сретенке, ситуация была изложена следующим образом. Театральное здание составляет комплекс с небольшим соседним домом, где усилиями театра создано общежитие для актеров и сотрудников «Школы», – в дополнение к служебному жилью в помещении на Поварской. Комитет по культуре Москвы попросил театр поделиться помещением, поскольку здание для общегородского театрального общежития на Даниловской набережной до сих пор не сдано в эксплуатацию. Руководство «Школы» было готово пойти на это. Но оказалось, что хотят забрать не часть общежития, а все, и «Школа» подала судебный иск.В ответ было предложено от иска отказаться; в противном случае грозились отобрать целиком помещение на Поварской. Официальная мотивировка: театр и так излишне обеспечен площадями.Сейчас уже довольно сложно проследить всю цепочку «изгибов и кручений». Ясно одно: история некрасивая во всех отношениях. К тому же чувствуется некий переход на личности вместо беспристрастной работы с фактами.Жаль, что на встрече с прессой в «Школе» не присутствовали представители Комитета по культуре. Журналисты выслушали лишь одну сторону. На вопрос, для каких целей предполагается использовать «отбираемое» помещение на Поварской, было сказано, что его хотят отдать под проект «Открытая сцена».Проект значимый; однако много ли мы видим сегодня площадок, где он активно осуществляется? Так называемых «свободных площадок» в Москве только две: Театральный центр «На Страстном» и Центр Мейерхольда. Но там есть свои крепкие творческие программы. А разовые постановки в рамках «Открытой сцены» по большей части делаются на базе репертуарных театров или антрепризных образований.К тому же желающих заполучить здание в хорошем месте и без «Открытой сцены» предостаточно.По словам Васильева, и до этого злополучного постановления к нему периодически обращались организации вроде «Театра Людмилы Гурченко» с просьбой сдать помещение на Поварской в аренду. Но помещение и в самом деле, что называется, «авторское», и сможет ли там работать другой коллектив, неизвестно. Одним словом, будет ли кто-то счастливее за счет «Школы» – еще большой вопрос.В настоящий момент постановление о реорганизации театра «Школа драматического искусства» отправлено на дополнительное рассмотрение. Ситуация зависла в воздухе.Мотивы происходящего до сих пор до конца не ясны. Анатолий Васильев не оставляет попыток мирно решить вопрос путем общения с правительством Москвы и лично с мэром. В театре ведутся активные проверки хозяйственной деятельности. Ожидать можно всего.