Будет вам и музыка, будет и сумбур
Количество выпускаемых спектаклей по-прежнему велико в Московском Художественном театре им. Чехова. Качество, правда, разнообразно, но следить за происходящим в МХТ все равно интересно. Нет сомнений, что множество споров вызовут уже первые премьеры. Это, во-первых, «Господа Головлевы» в постановке Кирилла Серебренникова с любимой им актерской командой: Аллой Покровской, Евгением Мироновым, Алексеем Кравченко, Евгенией Добровольской. Во-вторых, «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова с Константином Хабенским – Клавдием, Мариной Голуб – Гертрудой, Дарьей Юрской и Ольгой Литвиновой – Офелией и Михаилом Трухиным – Гамлетом. Состав, что и говорить, очень специфический. Как-то режиссер его оправдает?..Любопытно будет взглянуть на взошедшего на «большую сцену» Леонида Ярмольника – он сыграет заглавную роль в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина ( режиссер – Сергей Афанасьев из Новосибирска).В более отдаленных планах МХТ – «Синяя птица» Метерлинка в постановке Дмитрия Чернякова, «Исповедь горячего сердца» (Сергей Женовач – по Достоевскому ). И наверняка много чего другого – за сезон МХТ обычно выпускает не менее десяти премьер.В другом подведомственном Олегу Табакову театре – «Табакерке» – активничает недавний лауреат «Золотой маски» Миндаугас Карбаускис, режиссер, понимающий толк в качественных традиционных постановках. Он начал работу сразу над двумя спектаклями, один мрачнее другого, это: «Мертвые души» Гоголя и «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева.«Мертвые души» заинтересовали и худрука Маяковки Сергея Арцибашева: в сентябре он выпускает свой спектакль. Сценическая редакция, как и в случае с «Братьями Карамазовыми», принадлежит перу Владимира Малягина. А в главных ролях Арцибашев снова займет «первачей» труппы.Следующей премьерой, возможно, станет «Вольный стрелок Кречинский» – необычная версия пьесы Сухово-Кобылина с Анатолием Лобоцким в главной роли. Однако в связи с тем, что постановщик «Вольного стрелка» Татьяна Ахрамкова назначена худруком Драматического театра Станиславского, судьба спектакля остается под вопросом. Быть может, «Вольный стрелок…» перекочует в репертуар «Стасика» вместе с основной актерской командой (уже прошел слух, что Ахрамкова приходит туда с уже готовым спектаклем).А еще «Стасик» в начале сезона покажет свою версию пьесы Островского «Невольницы» (история носит название «Любовь и карты») в постановке Владимира Красовского; сей персонаж мало кому известен, поэтому и результат предсказать никто не берется.Насыщенным предполагает быть наступающий сезон для Театра Пушкина. Первая премьера приготовлена на открытие: комедия Кена Людвига «Одолжите тенора!» в постановке Евгения Писарева. Главная приманка нового спектакля – бывший «смэшист», юный поп-стар Сергей Лазарев в роли этого самого тенора. Каков будет творческий результат возвращения Лазарева к театральной деятельности пока неизвестно. Однако персоналу Пушкинского придется крепко стоять на дверях: многочисленные поклонницы уже готовятся брать театр штурмом.Дальше, к счастью, все пойдет гораздо спокойнее. Ближе к середине сезона худрук «Пушки» Роман Козак выпустит давно обещанного «Самоубийцу» Николая Эрдмана, где займет всех ведущих артистов труппы.Давно не игравший новых ролей Игорь Бочкин возьмется за постановку пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» и сам сыграет печального сердцелома Шаманова.Кроме того, в качестве приглашенного режиссера в «Пушке» появится бывший худрук Юрий Еремин – он поставит композицию по чеховским водевилям.На сцене филиала тем временем будут колдовать Михаил Бычков – он ставит «Счастливые дни» Беккета для «пушкинской» примадонны Веры Алентовой, и Нина Чусова – ей досталась романтичная «Безымянная звезда» Михаила Себастьяну.Страсти в клочья не минуют в наступающем сезоне Театр Моссовета. Там вспомнили некогда популярнейшую и одну из лучших – пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».Печальную рефлексирующую красавицу сыграет Евгения Крюкова – этот образ отлично вписывается в ее амплуа. А ее эстетически-эротического соперника Стэнли Ковальского будет изображать Виктор Шамиров: выбор крайне неожиданный и интригующий. Ставит «Трамвай» Юрий Еремин.Худрук театра ПавелХ омский займется постановкой еще одной известной в прошлом пьесы – «Мораль пани Дульской».Перемещается вслед за общими веяниями Малый театр. В первой половине сезона здесь появится своя «Смерть Тарелкина» (в компанию к уже имеющимся в столице трем).Худрук Малого Юрий Соломин займется постановкой «Ревизора». Сергей Женовач выпустит мольеровского «Мнимого больного» с Василием Бочкаревым, а Владимир Бейлис – «Госпожу министершу» Нушича с Ириной Муравьевой. Поклонникам традиционного искусства будет куда пойти со спокойной душой.Желающим развлечься и позабавиться тоже не придется мучиться ожиданием новых спектаклей. К тому же таковые будут сплошь в сочинении худруков театров.Едва открывшись, покажет премьеру «Сатирикон»: Константин Райкин выпускает динамичную веселую историю Рэя Куни «Смешные деньги» со всеми своими «звездами» – Ликой Нифонтовой, Еленой Бутенко-Райкиной, Агриппиной Стекловой, Денисом Сухановым, Григорием Сиятвиндой, Максимом Авериным.Театр Армии выполнит давнее обещание и покажет музыкальный спектакль «Давнымдавно» (кто не знает, это парафраз фильма «Гусарская баллада») в постановке Бориса Морозова.А худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт займется пьесой итальянского комедиографа Альдо Николаи «Генеральная репетиция».В Театре Ермоловой активно готовятся к юбилею своего худрука – Владимира Андреева.Юбиляр же не сидит сложа руки: репетирует пьесу Франсуазы Саган «Замок в Швеции». А следующая премьера здесь обещает быть необычной: режиссер Сергей Голомазов работает над сочинением Питера Устинова «Фотофиниш».Коллективы форматом поменьше обычно обитают каждый в своем режиме и выпускают задуманное, не согласуясь с коллегами по цеху. Однако совпадения случаются. Скажем, Алексей Левинский на сцене театра «Эрмитаж» занимается постановкой пьесы Витольда Гомбровича «Ивонна – принцесса Бургундская», весьма занимавшей режиссеров поколением помоложе в закончившемся сезоне: «Ивонн» в Москве уже две. Интересно, что придумает Левинский, всегда любивший драматургию абсурда.Абсурдистами займутся и в «Мастерской Петра Фоменко»: Иван Поповски репетирует «Носорогов» Эжена Ионеско, пьесу мрачную и безжалостную. Превосходный стилист Поповски наверняка найдет, чем удивить. Возможно, следующей премьерой станет работа Вениамина Смехова по мольеровскому «Журдену». А вот сам Фоменко пока планов не заявил.Конечно, все вышеназванное – ориентиры в штормящем море наступающего сезона, но не руководство к действию. Творческие люди непредсказуемы, и оборот их мечтаний может меняться на сто восемьдесят градусов.