Асфальт
Мы же поговорим о московских тротуарах совершенно с иной, приземленной, практической точки зрения. Сегодня уже не только центральные площади, но и аллеи, детские площадки, остановки общественного транспорта, территории частной застройки украшает и радует глаз брусчатка. Ее отличительная особенность – широкая цветовая гамма и разнообразие конфигураций. Она морозостойкая и служит долго. Но – пока дороговата, поэтому мы и видим почти повсеместно серый асфальт.На самой оживленной в любое время суток улице Новый Арбат я попыталась выяснить, как прохожие оценивают состояние асфальтового покрытия на тротуарах. Мнения разделились.– Бесспорно, за последнее время их состояние сильно изменилось в лучшую сторону. Правда, на каблуках трудно ходить – особенно там, где асфальт неровный, с ямками.– Замечательные тротуары на Новом Арбате. Удобно ли ходить по ним на каблуках? А я на них не хожу.– Я знаю, кто портит тротуары – роллеры! Конечно, вы посмотрите: на асфальте остаются следы! (.) Вообще – плохие тротуары! Видите, вся плитка в выбоинах!– Тротуары хорошие. Плитка, конечно, смотрится лучше, но по качеству, я думаю, не слишком отличается от хорошо положенного асфальта. А вообще пешеходные дорожки, дворы в этом году активно ремонтируются. Вот, например, в Черемушках, где я живу…– В центре еще более или менее, а на окраинах… В Выхине, например. Дорожники, конечно, работают, но покрытие быстро приходит в негодность. Некачественно делают.Ох, уж эти нам Выхино, Солнцево, Бирюлево, Алтуфьево и другие окраинные районы! Кажется, нормальных пешеходных дорожек нет нигде. Самое интересное, что тротуары вроде действительно время от времени ремонтируют, но они тут же опять превращаются в стиральную доску. Могу проиллюстрировать это хотя бы на примере Маросейки, Покровки, улиц Шолохова, Скульптора Мухиной, Удальцова, Декабристов, да нашей же улицы 1905 года, наконец… Море примеров! Вроде бы придумали новшество – латать небольшие дыры так называемым холодным асфальтом.Прошел даже семинар работников дорожно-ремонтных служб, на котором обсуждалась в деталях технология его применения. Смесь планируют использовать при заделке окололюкового пространства на дорогах, укладывать даже в необработанные выбоины и трещины. Это намного экономичнее, чем традиционные методы ремонта. Так, если литой асфальт стоит примерно 600–650 рублей за квадратный метр, обычный – 400 рублей, то при использовании «холодного» затраты снижаются в 2–3 раза. К тому же он может быть цветным.Однако пока холодный асфальт – лишь эксперимент. И, похоже, не слишком удачный – в процессе работы выяснилось, что он слишком долго твердеет и при укладке боится воды. Результаты его применения я увидела все там же, на Новом Арбате, – ямки, волны…Еще одна огромная проблема тротуаров, особенно в старых переулочках Москвы, – их ширина. Конечно, с ней ничего не поделаешь, если с одной стороны – жилой дом, а с другой – и так неширокая проезжая часть. Но ведь на них умудряются еще ставить машины! И тогда совсем не пройти. На мой вопрос, почему они стоят на тротуаре, постовой сонно ответил:– Надо же им где-то стоять, а здесь столько офисов, куда деваться? На проезжей части парковка запрещена. Я за этим слежу. А тротуар – не моя территория.Кстати, и за парковкой на проезжей части милиция в действительности не следит, мы это видим на каждом шагу, но это тема отдельного разговора. Вернемся к нашим тротуарам.Беда повсеместная – по пешеходным дорожкам без зазрения совести вовсю колесят автомобили, и водители еще наорут на тебя, если ты не уступаешь дорогу. Конечно, колесами асфальт разбивается вдрызг.Так что разговор перестает быть томным, и одной Объединенной административно-технической инспекции для того, чтобы пешеходные дорожки были ухоженными, мало – давно пора втянуть в эту ситуацию и неповоротливую ГИБДД, просто обязанную следить за тем, чтобы по тротуарам не гоняли машины.:[i]– На самом деле ситуация с тротуарами в Москве за последние годы значительно улучшилась.Тех, где покрытие не соответствует техническим стандартам, осталось немного, и их число постоянно сокращается. Наши специалисты регулярно проводят выборочные проверки с целью выявления проблемных участков. Есть «горячая линия» (тел. 912-50-41), куда вы можете позвонить и сообщить, где именно плохой тротуар. По звонку выедут ремонтники и в течение одного-двух дней все исправят. Но выше головы мы прыгнуть не можем. Можно заделать выбоины, воронки, а вот расширить пешеходные дорожки, особенно в старом городе, – увы. Хотя это, пожалуй, одна из основных проблем.И люди, несмотря на улучшение ситуации в целом, стали жаловаться больше. Но это нас не огорчает – к хорошему быстро привыкают. Если раньше вообще не знали, что такое асфальт, сейчас звонят из-за любой мелочи, и мы стараемся помочь.[/i]