АРМИЯ БЕЗ СПАСЕНИЯ?

Общество

«Армия спасения», — рассказывает мне сотрудница этой организации в Москве Людмила Сухачева, — оформилась в независимую религиозную организацию в 1865 году в Лондоне.В отличие от англиканской церкви, в недрах которой она зародилась, «АС» обещала спасение не только избранным. Супруги Уильям и Кэтрин Бут задумали ее как космополитическую, призванную воплотить христианскую идею о братстве всего человечества. Все люди — ближние, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса, возраста и пола. Разъезжая по крупным промышленным городам Англии, супруги Бут первоначально действовали исключительно духовными средствами. Однако вскоре стало ясно, что пьяниц и бандитов бесполезно призывать к праведной жизни, прежде нужно изменить их жизнь — дать пищу, одежду, работу. В 70—80-е годы прошлого века «Армия спасения» основала ряд благотворительных учреждений — ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для безработных.В конце XIX столетия система социальной помощи, разработанная «АС», была успешно опробована во многих странах.Более того, убедившись в чистоте намерений, ей стали оказывать материальную поддержку как государства, так и частные лица. Доверие к миссионерам в немалой степени было связано с высоким уровнем дисциплины внутри «АС» — младшие по чину (а среди них были «солдаты», «капралы», «сержанты» и т. д., возглавляемые «генералом») беспрекословно подчинялись старшему.— Иногда нас спрашивают, почему мы используем военную терминологию и звания, хотя на самом деле не являемся «настоящей» армией, — говорит полковник московского отделения «АС» Коул Бейли. — С одной стороны, так уж сложилось исторически. Но с другой стороны, в основу нашей работы положена активная деятельность, и в этом смысле метафорическое использование военной терминологии вполне уместно. В Новом Завете христиане сравниваются с воинами. Святой апостол Павел напоминает нам о том, что мы все воины Христа, призванные надеть броню праведности.Вместе с тем «Армия спасения» всегда была далека от какого-либо экстремизма. Например, готова сотрудничать с представителями любых конфессий, отнюдь не собираясь обращать их в свою веру. При этом «АС» всегда занимала нейтральную позицию по отношению к властям.Новейшая российская история «АС» началась в 1992 году.«Спасенцы» ухаживают за стариками, занимаются розыском пропавших, помогают одеждой и пищей заключенным, бездомным, людям, попавшим в экстремальные ситуации. Так, в Ингушетии разбиты три палаточных лагеря для беженцев из Чечни, в которых работает 23 начальных класса. В Москве за последние семь лет от «АС» получили помощь 893 организации.Эта история тянется уже два года. В 1997 году в России был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях», на основании которого все конфессии должны пройти процедуру перерегистрации, приведя в должный вид все учредительные документы. В феврале 1999 года московское отделение «АС» представило управлению юстиции Москвы заявление и пакет документов и получило отказ.[b]«Членами Отделения являются сочувствующие солдаты, местные офицеры и офицеры, возглавляемые Командующим офицером, назначенным из Лондона. Члены Отделения носят форму и выполняют службу, то есть имеются все признаки, что Отделение является военизированной организацией», — говорится в отказе о перерегистрации. Законники сочли неправомерным даже использование слова «Армия» в названии религиозной организации, ссылаясь на толкование Большого энциклопедического словаря. А именно: 1. Совокупность вооруженных сил государства.2. Сухопутные войска, в отличие от ВМФ. 3. Оперативное объединение, состоящее из нескольких соединений и отдельных частей различных родов войск.[/b]Если сделать вид, что это слово не имеет переносного значения (словарь Ушакова, например, трактует его также как «множество, большая толпа»), то многие другие «армии» — «Армия любовников», «Армия «Алисы» и т. д. — могут справедливо опасаться обвинений в милитаризме, подрывной деятельности и еще многих других грехах. Даже если они назовутся «Армией защиты бегемотов».Пресненский районный суд согласился с решением столичного управления юстиции.— По закону управление должно провести государственную религиоведческую экспертизу, — рассказывает Людмила Сухачева. — В марте 1999 года мы получили письмо от управления юстиции, что наши документы отправлены. Но прошло шесть месяцев, а экспертиза не проводилась. Мы еще раз напомнили управлению о проведении экспертизы. А нам опять ответили: «Ждите». Мы обратились к уполномоченному по правам человека в России. Там нас попросили представить все документы, что мы прошли все инстанции. А мы не можем! Идет искусственное затягивание этого процесса. А 31 декабря 2000 года истек срок перерегистрации. Если нам отказали на основании того, что мы какая-то деструктивная секта, то надо было располагать фактами! Советская история «АС» была краткой. В 1922 году она регистрируется в НКВД. А в 1923 году партийная комиссия решила «ликвидировать «Армию спасения» как антисоветскую организацию». Ее судьбу решил клочок оберточной бумаги, на котором рукой некоего сотрудника НКВД было написано: «Дать разъяснения в письменном виде на заявление «Армии спасения» о закрытии этого учреждения. 13 января 1923 г.».— У меня есть протокол заседания. Интересны записи на полях. Вот смотрите, — Людмила Сухачева показывает полустертые записи перьевой ручкой. — «Эта организация, вероятно, раскинулась по всей России, по-моему, ее нужно ликвидировать».«Нас беспризорники не интересуют», — сказал в 1918 году народный комиссар Бонч-Бруевич Карлу Ларссену, главе российских «спасенцев», объясняя мотивы закрытия детских домов, которые были созданы «АС» сразу после революции.Вам это ничего не напоминает? Подобно другим религиозным деятелям, «спасенцы» были или высланы за границу, или расстреляны, или посажены в тюрьму. Сведения о последних «спасенцах» датируются началом 40-х годов. Оказавшись в Бутырской тюрьме по обвинению в «организации «Армии спасения» с целью свержения Советской власти», они проповедовали Евангелие среди заключенных.— История фактически повторяется, только вначале в виде трагедии, а сейчас, как фарс, — говорит Людмила Сухачева.— Я думаю, что отказ в перерегистрации — это продолжение борьбы с тоталитарными сектами, но «Армия спасения» — это филантропическая организация с очень хорошей репутацией. Конечно, у них есть какие-то смешные вещи — эти воинские звания. Взрослые играют в детские игры, но пафос действительно благородный! — заверяет Борис Фаликов, доцент Центра по изучению религий Российского гуманитарного университета (РГГУ).Бомжи и беспризорники Курского вокзала со специалистом по новым религиям абсолютно согласны. Польза, которую они извлекают из каждодневного общения со «спасенцами», может, и двусмысленна в государственном масштабе, но по простому, житейскому счету весьма определенна: что ж дурного в бесплатной пище? «Спасибо, хоть они помогают!» — вздохнула «дама с собачкой» — женщина неопределенного возраста, сидящая в обнимку с беспородной жучкой на привокзальной площади.Аккурат возле лужи.Продавщицы газет рассказали мне, что в основном у «Армии спасения» столуются беспризорные дети. Здесь их около сорока.— Да какие обеды! — включился в беседу мужичок испитой наружности, зарабатывающий жалостливыми песнями в переходе от вокзала к метро. — Им бы денег на «Момент» давали! Нанюхаются и дуркуют! Из бесед с детьми я понял, что график раздачи супа или каши (а по праздникам случается и конфет отведать) они знают получше таблицы умножения — где, как и во сколько.— Кто-нибудь еще вас кормит? — спросил я десятилетнего Илью из Коврова, который с лета обитает на Курском вокзале.Мальчик завернул синюшное личико в сторону игрового автомата, возле которого толкались его товарищи, и помотал головой. От него дико разило клеем.[b]Говорят, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Еще говорят о «чечевичной похлебке» как об унизительной иностранной подачке.Православная церковь встревожена зарубежной экспансией представителей иных конфессий в России. Во всем этом, видимо, нужно серьезно разбираться: проводить религиведческие экспертизы, согласовывать уставы и т. д., и т. п. Важно только вместе с водой не выплеснуть ребенка и не оттолкнуть руку помощи, если она протягивается чистосердечно и бескорыстно. Тем более, если мы сами пока не в состоянии быть милосердными для всех страждущих.[/b]

amp-next-page separator