Снять пятую печать
В «Откровении» нашел название своей выставки «Пятая печать» Иржи Давид. О религиозном происхождении поднятой художником проблемы напоминает зрителю и изображение Богоматери Скорбящей, прототипом которой стала «Пиета» Микеланджело. Только на руках у Мадонны вместо Сына Божьего – тело человека в костюме гонщика «Формулы-1» со множеством нашивок.На стенах же расположены фотографии ее пилотов рядом со своими «болидами» с крошечными лейблами на костюмах. Приглядевшись к ним, зритель, к удивлению своему, замечает, что это названия революционных, национально-освободительных и сепаратистских организаций, использующих в пропагандистских целях религиозную риторику. Борцы с этими движениями обычно относят большинство из них к разряду террористических, потому что их партизанские вылазки направлены на запугивание населения и правительства.Если в прошлом такие движения часто были левыми, то в наше время их камуфлирование под религиозные создает впечатление конфликта религий и цивилизаций.Впрочем, религию и в прошлом использовали в сугубо мирских целях. Таким образом, чешский художник касается одного из самых болезненных вопросов современности, очень далекого от реалий его родины, но актуального для мира в целом.Он спрашивает: что такое Вера? Ведь деятельность всех этих движений, в том числе ИРА и когда-то упомянутых Иржи Давидом «Красных бригад» (чей покаявшийся идеолог Антонио Негри, отсидевший срок, только что приезжал в Москву с лекциями), основана на вере в Революцию, Народ, Независимость и правоту революционного, националистического и сепаратистского насилия.Однако путь этих борцов тернист. Государства, против которых они восстали, намного сильнее их. Потому они постоянно подвергают свою жизнь опасности и часто гибнут.Должны ли мы отнестись к ним с милосердием, которое на выставке олицетворяет Мадонна? Или, как знаменитый охотник на нацистов Симон Визенталь, считать, что право прощать имеют лишь жертвы насилия, а мы способны лишь свершить справедливый суд и наказать насильников?…С Иржи Давидом я познакомился в 2003 году на пароходике, который вез уличных артистов из бывшей социалистической Восточной Европы поздравлять Петербург с 300-летием.На этом пароходике вместе с ним и художником Мишей Волковым из Венгрии мы писали картину в подарок Северной столице и много веселились. Я рассказал Иржи собственную «легенду» о выборе местоположения СПб. О том, что город был построен на том месте, где отрок Петр, будущий император, увидел взлетающую летающую тарелку. После чего на нашей общей, коллективной картине появилась UFO.