Премьера в стиле модерн
О наболевшем говорили на «круглом столе» в «Художественном» киноведы и культурологи, кинематографисты и прокатчики, артисты и режиссеры.Его организаторы – Комитет по культуре Москвы, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, ГУП «Московское кино», Национальная академия кинематографических искусств и наук России, Российский институт культурологии.Кинотеатр изменился не только внешне (из фойе исчезли сомнительные личности и игральные автоматы, на стенах появились фотографии, восстанавливающие историю российского кинематографа), но и внутренне.Теперь в его расписании – только российское кино. На сегодня это «Май» и «Я остаюсь». Стоимость билетов снижена – в Большом зале от 50 рублей в будни утром до 80 в воскресный вечер. В Малом – еще дешевле. Причем каждый российский режиссер и продюсер может быть спокоен – если они заявят о своем желании показать свой новый фильм на Арбате, его включат в месячный план.Об этом ответственно заявила Анна Пендраковская, которая с 2002 года отважно ведет войну с рядом директоров московских кинотеатров, приватизировавших городскую собственность и сдававших ее в аренду под магазины, салоны, сауны, склады и ночные клубы.За последние годы Пендраковской удалось вернуть кинопоказ в 12 кинотеатров города. Одним из них и стал «Художественный». Отныне – Центр российских премьер.Патриархи советского кино – единогласно «за». Так, Владимир Наумов, представляющий «Золотого Орла», поддержал этот проект. Как и директор Музея кино Наум Клейман. Кирилл Разлогов предложил выстроить долгосрочную стратегию политики Центра как альтернативы засилью голливудской продукции на экранах столицы. А вот критик Виктор Матизен сильно засомневался, что все показанные здесь фильмы окажутся шедеврами…Но будем все-таки надеяться на лучшее. Тем более есть с кого брать пример – все это время на экране фойе мелькали кадры из Великого Немого, а также отрывки из лучших лент советского кинематографа. Место действия обязывало – ведь «Художественный» действительно уникальный памятник. Здание кинотеатра, построенное в стиле «модерн» начала XX века, по счастливой случайности, благодаря протестам коренных москвичей, не было уничтожено при реконструкции Нового Арбата в 60-е годы.Но помещения, пережившие несколько непрофессиональных ремонтов в период перестройки, находятся сейчас не в лучшем состоянии. Пострадали и утратили первоначальный облик все внутренние интерьеры: закрашена роспись потолка, выполненная Шехтелем, уничтожен дубовый паркет в фойе, снесен фонтан, установлена дешевая мебель. Только в зрительном зале сохранились некоторые фрагменты лепнины и декора.В планах нового руководства – воссоздание первоначального облика кинотеатра. И многое уже сделано – проведен косметический ремонт, заменена мебель в зале, который теперь оснащен современным кинооборудованием и аудиосистемой Dolby EX. По оценкам специалистов, уровень «Художественного» теперь не уступает самым современным кинотеатрам.[i]Здание кинотеатра изначально проектировалось для кинематографа, интерьеры создавались выдающимися архитекторами. Заказчиком и собственником «Художественного электротеатра» был немец Роберт-Альберт Брокш – управляющий «Варваринского акционерного общества домовладельцев». Первоначальный проект синематографа был выполнен архитектором Н. Благовещенским, и 10 ноября 1909 года «Художественный» был торжественно открыт. Он мог вместить до 400 человек. В 1912–1913 годах здание было перестроено Ф. Шехтелем и количество мест было увеличено до 900.Синематограф Брокша считался одним из самых фешенебельных кинотеатров России. Здесь собирался цвет московской творческой интеллигенции начала XX века. 18 января 1926 года здесь состоялась праздничная кинопремьера «Броненосца Потемкина». В марте 1931 года тут показали первый звуковой фильм – «Путевку в жизнь», а в 1936-м состоялась премьера первой цветной киноленты – «Груни Корнаковой».[/i]