Врубеля стало больше
Теперь в этом зале можно полюбоваться не только живописью, но и майоликой Врубеля, а также его рисунками. Кстати, в ГТГ хранится лучшая в мире коллекция его графики – более 200 работ. Их нередко показывали на текущих выставках, но в постоянную экспозицию рисунки (и не только этого художника, но и других авторов) в принципе никогда не попадали. Ведь графика так чутка к условиям хранения, что не может долгое время находиться на свету, да и микроклимат ей нужен особый.Но в этот раз в Третьяковке решили рискнуть. И выставили в зале Врубеля вместе и картины, и отдельные рисунки. При этом приняли необходимые меры предосторожности: те части помещения, где показана графика, затемнены. А рисунки защищены специальными бликующими стеклами, не пропускающие ультрафиолет.И все-таки каждые три месяца они здесь будут меняться, так что за несколько лет посетители ГТГ увидят всю графическую врубелевскую коллекцию. Кстати, особенно часто к рисунку художник обращался в последние годы жизни, когда его болезнь прогрессировала, и писать маслом он был уже не в состоянии.Приятный сюрприз для посетителей – появление в постоянной экспозиции майолики Врубеля. Сейчас это девять работ на тему опер «Снегурочка» и «Садко». Обе написаны Римским-Корсаковым – художник очень любил его музыку. Причем в некоторых скульптурах мужских персонажей – например, в Мезгире, угадываются черты самого Врубеля. А в женских образах можно уловить сходство с его супругой – и музой по совместительству.Впервые в экспозицию включен и камин «Микула Селянинович и Вольга», отреставрированный в 1996 году и уже побывавший на некоторых зарубежных выставках. Вообще-то, эта работа у нас в стране существует в нескольких экземплярах. Они хранятся в Коломенском, Русском музее и Библиотеке им. А. П. Чехова в Петербурге. Но камин из Третьяковки, по словам ее сотрудника Натальи Ардашниковой, отличается от других тем, что использовался по своему прямому назначению вплоть до 1965 года. Он находился в доме на Садово-Самотечной улице, принадлежавшем в начале ХХ века Михаилу Федоровичу Кривошеину, – члену правления Архангельской железной дороги и ближайшему сотруднику известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1965 году в этот дом въезжало Ливанское посольство.Один из сотрудников МИДа, увидев камин, понял, что он представляет огромную художественную ценность, и сообщил о нем Третьяковской галерее. В итоге, шедевр выламывали прямо из стены, а потом реставратор Ольга Васильева восстанавливала его с 1986-го по 1996 год.Облик зала, в котором теперь столько новых экспонатов, тоже изменился. Цвет его стен стал серовато-синим. А для самой большой его работы – «Принцесса Греза» – изготовлена рама. К слову, именно величина этого панно определила размер самого зала, а он впервые появился в галерее после ее реконструкции 1986–1995 годов. Это помещение изначально совмещало в себе экспозиционную и репрезентативную функции: именно здесь проходят музыкальные вечера ГТГ. Так что сооруженный в зале в этом году подиум для размещения оркестра и рояля пришелся здесь как нельзя кстати.