Портрет Сергея Юрского в Государственном академическом театре имени Моссовета / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Москва простилась с актером Сергеем Юрским

Город

Гражданская панихида по народному артисту РСФСР Сергею Юрскому проходила в театре Моссовета. Ранее в церкви святого Власия в Большом Власьевском переулке прошла церемония прощания с артистом. 

Двое корреспондентов «ВМ» работали в зале и за кулисами.

— Мы благодарны вам за соболезнования и слова сочувствия, мы благодарны вам за те слова любви и восхищения, которые вы адресуете папе. Вас много и вы рядом — как важно нам осознавать это! — поблагодарила за поддержку дочь артиста Дарья Юрская.

Похороны актера пройдут на Троекуровском кладбище.

Утром 8 февраля стало известно о смерти Сергея Юрского, замечательного театрального актера, кинозвезды, великолепного чтеца-декламатора, режиссера-постановщика. Ему было 83 года. В конце декабря 2018 года СМИ сообщили об экстренной госпитализации артиста и его тяжелом состоянии. Тем не менее, в театре отметили, что Юрский находился на профилактическом лечении в больнице.

Ольга Анохина, театральный режиссер, заслуженная артистка России / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

За свою жизнь актер сыграл десятки ролей. Однако самыми запоминающимися стали роли: «Место встречи изменить нельзя», «Любовь и голуби», «Золотой теленок». Юрский самостоятельно режиссировал спектакли в театрах, занимался озвучанием мультфильмов и дублированием фильмов.

В 11 часов начнется церемония прощания с народным артистом РСФСР Сергеем Юрским. В сад-аквариум перед Театром им. Моссовета начинают стекаться люди, пришедшие сказать последние слова благодарности любимому артисту. Актеры театра по привычке идут через служебный ход со стороны Тверской. Корреспонденты «ВМ» пришли отдать дань памяти великому артисту.

Церемония прощания с актером Сергеем Юрским в театре имени Моссовета / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Ольга Кабо, заслуженная артистка России: 

— Мы много лет работали вместе с Сергеем Юрским в Театре имени Моссовета, а до этого встречались на съемочной площадке. Юрский был недосягаемым для меня и, думаю, для многих артистов по силе своего таланта, страстности, мужеству, интеллектуальности. Я с замиранием сердца смотрела его спектакли, а когда готовилась к собственным литературным постановкам, много раз смотрела и слушала его чтецкие программы. Чтец он был великолепный. Один раз он предложил мне участвовать в его спектакле «Предбанник» по пьесе Вацетиса — это был псевдоним Сергея Юрского. К моему огромному сожалению, этого не произошло, потому что я тогда репетировала с худруком театра Павлом Хомским. Тем не менее, я всегда чувствовала его заботу, он всегда смотрел спектакли с моим участием, потом отводил меня в сторонку, разбирал мои полеты, делал это очень деликатно, с большой любовью и проникновением. Рядом с ним хотелось быть еще более подтянутой, мобилизованной. Люди такого уровня таланта стимулируют других не останавливаться, а идти вперед. Уход Сергея Юрского — серьезная утрата для всего искусства и для нашего театра, поскольку у нас в репертуаре много спектаклей, в которых Сергей Юрский был не просто артистом, но еще и режиссером. К тому же он сам в них играл, и я уверена, что такого уровня артиста сложно заменить. Поэтому я приношу свои соболезнование не только близким и родным Сергея Юрьевича, но и всем поклонникам его таланта, потому что их — миллионы.

Церемония прощания с актером Сергеем Юрским в театре имени Моссовета

Андрей Житинкин, народный артист России, театральный режиссер:

— Сергей Юрский для Театра имени Моссовета был духовным центром, к нему все тянулись. Он очень любил наших возрастных актеров. Он поставил для Ростислава Плятта спектакль «Тема с вариациями», это была последняя роль Плятта. Он для гениальной Фаины Раневской поставил «Правда хорошо, а счастье лучше», это тоже была ее последняя роль. То есть он всегда помогал нашим мастерам и очень много ставил. Он был очень деликатный, но в спектаклях, которые ставил и в которых играл, драматургом часто был упомянут некий Вацетис — это псевдоним Сергея Юрского. Потому что Юрский замечательно писал тонкие и ироничные книги, которые останутся после него. И, конечно, не могу не сказать, что это один из последних выдающихся мастеров художественного слова. Он собирал замечательные залы, а потом и стадионы. Это были его авторские спектакли, программы. Он читал Бродского, Хармса, читал так, что зрители плакали и смеялись. А из прозы он читал обожаемых им Гоголя, Булгакова, и это было, конечно, потрясение. Те, кто видел Юрского на сцене, навсегда запомнят его неповторимый голос, неповторимые глаза и его интеллект. Он был среди актеров и режиссеров интеллектуалом самого высокого рода, всегда высоко поднимал планку любого разговора и общения.

Москва прощается с Сергеем Юрским / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Владимир Меньшов, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР:

— Юрский пробовал себя во многих областях. Он был талантливым драматургом, художником, режиссером, писателем. Он был прекрасен. Для общения с ним требовалось подтянутость, к нему невозможно было запросто прийти в гости, развалиться в кресле и говорить о том о сем. Разговор с ним требовал подготовленности. Он и сам не позволял себе пустопорожних разговоров, говорил о том, где был, что видел. Все приходящие в его присутствии старались прихорашиваться, то есть выглядеть лучше, чем в обыденной жизни. Мне повезло общаться с ним и как с артистом — во время работы над фильмом «Любовь и голуби». Я искал старика на роль дяди Мити, но все старики, которых я отсмотрел, не были комичными. А роль того требовала. И тут я вспомнил, как был на спектакле в БДТ, где очень смешно роль старика играл Юрский. К моему огромному счастью, он оказался свободен в то лето. Его присутствие на площадке — это постоянная роскошь общения, это было так смешно, так талантливо. Замечательные были съемки, я вспоминают с теплотой все наши разговоры — и о БДТ, и о театре, и о искусстве, литературе, и даже игру в шахматы.

Владимир Меньшов, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Ольга Анохина, театральный режиссер, заслуженная артистка России:

— Мое знакомство с Сергеем Юрским уходит в юность. Я впервые увидела его в пятнадцать лет в фильме «Золотой теленок». Я шла из кинотеатра под громадным впечатлением, настолько меня поразил этот его Остап Бердер — яркий, экспрессивный, энергичный человек с этим сумасшедшем глазом. А потом случилось так, что он пришел работать к нам в Театр имени Моссовета, я попала в орбиту его обаяния, таланта, творчества. Кроме того, что он был блестящим артистом, он же еще и читал блестяще, великолепно сочинительствовал. Вокруг него всегда крутилась молодежь. Он был теми дрожжами, без которых не поднимается ни один пирог. И на сцене он был до последнего…

Народная артистка СССР Вера Васильева / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Народная артистка СССР Вера Васильева:

— Очень большое горе расстаться с таким артистом, таким потрясающим человеком. Он приносил невероятную радость всем нам. Юрский приезжал из Питера, из БДТ, и все мы рвались на его спектакли. Он был любимец зрителей, таковым и останется. Я могу только низко поклониться его памяти, сказать спасибо чудесному артисту. Царствия ему Небесного и вечный покой!

Ольга Анохина, театральный режиссер, заслуженная артистка России / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Народный артист России Аркадий Инин:

— Ушел фантастический артист, человек, в котором было большое достоинство. Он много писал, ставил, играл. Большая потеря для всех нас. Даже не знаю, кого больше пожалеть — его или супругу Наташу, с которой они были единым целым. Но он был человеком верующим, его отпевали, и очень надеюсь, что эта вера ему поможет там.

Полад Бюльбюль-оглы, композитор, педагог, Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России:

— Мы снимались с Сергеем Юрским в фильме «Не бойся, я с тобой». Общих сцен у нас не было, но я всегда смотрел, как он работает. И вся группа собиралась наблюдать за его работой. Удивительно, как большой закадровый текст в передачах он умел превращать в произведение искусства. Он навсегда останется с нами в фильмах.

Телеграмма от режиссера Андрея Кончаловского:

— Вселенная не потеряла Юрского, она приняла его в свои объятия. Будем его помнить.

Сергей Женовач, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ:

— Нам пока не понятно, как мы будем без Вас, Сергей Юрьевич.

Иосиф Райхельгауз, режиссер, народный артист РФ:

— Чтец, артист, режиссер — все эти слова не определяют Сергея Юрского, он был такой грандиозным человеком! Когда мы получили премию за фильм «Картина», меня в Чехословакию не выпустили, сказали: «Поедет Юрский», он отказался наотрез и сказал: «Только режиссер!» И таких проявлений гражданской позиции было миллион. Спасибо за все, простите за все!

Михаил Горбачев прислал телеграмму с соболезнованиями:

— Сергей Юрский был русским интеллигентом, его позиция была граждански продумана, таких людей надо ценить и помнить.

Кама Гинкас, режиссер:

— Присутствие Сергея Юрского в Ленинграде, Москве, в воздухе позволяло делать то, что мы делали. Он давал нам силы. Мы, ленинградцы, сразу влюбились в этого «человека ниоткуда». Он сам был человеком ниоткуда, был ребенком, который верил, что если говорить правду людям, то все изменятся, потому что нельзя жить так, как мы жили. И делал это весело. Нам так пусто без него будет, и уже пусто.

Михаил Гусман, первый заместитель генерального директора ТАСС:

— 40 лет назад Сергей Юрский жил в Ленинграде, приезжал в Баку в пансионат - мы жили большой семье. И мой отец сказал, что, увы, так и не увидел Юрского на сцене. Утром Юрский пришел к нам в крахмальной сорочке, бабочке, смокинге и 2 часа давал концерт одному единственному человеку - моему отцу. Пожизненно буду ему благодарен. Это величайший жест человеческого благородства. 8 февраля мы все стали намного беднее.

Руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский\ / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Александр Кибовский, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы:

— Смерть Сергея Юрского сделала нас ближе, роднее, сплотила. И это очень символично, что он ушел в день дуэли любимого им Пушкина. Он жил в Ленинграде, но переехал и стал для нас москвичом не по рождению, а по духу. Он останется с нами навсегда в тех образах, которые создал. Светлая память!

Михаил Левитин, режиссер:

— Пришел сюда и понял, что Юрский существует отдельно от нас, у меня ощущение, что мы сейчас где- то в веках и хороним великого Гофмана.... Я вспоминаю одну историю. Когда Юрский читал «Евгения Онегина» у зала им.Чайковского собирались невероятные толпы народа. Однажды, разбив окна, зрители ворвались в зал. Образовалось 2 зала — по билетам и без. А Юрский уже был на сцене, он произнес лишь «Евгений Онегин. Глава 1» и стал ждать пока крики замолкнут и все успокоятся и рассядутся. Но все не успокаивались, а продолжали ругаться из-за мест . Тогда он сказал: «Нет я так не могу», и ушел. Потом всех рассадили. Он вернулся на сцену и невозмутимо произнес: "Глава вторая . В этом был весь ироничный Сергей Юрский. Без него в искусстве всем будет плохо, а тем, кто ни понимает о чем я сейчас говорю, тем, простите за резкость — вообще «хана».

Читайте также:

Сергей Юрский: биография и творческий путь

Умер Сергей Юрский. Артист и гражданин

amp-next-page separator