Нежная мелодия светописи
Придумал он его как раз в связи с фресками Дионисия, съемками и популяризацией которых фотохудожник занимается уже 12 лет. А началось все с того, что в 1994 году вместе с поэтом Юрием Кублановским он побывал в Ферапонтовом монастыре. И удивился, почему фотоальбомы с репродукциями фресок так бледны и маловыразительны по сравнению с оригиналом.Долгие раздумья и художественные поиски привели к нескольким выводам. Одним из них было то, что фотографируя фрески, нельзя забывать об их существовании в трехмерном интерьере церкви. А значит, надо искать ракурсы, одинаково удачные для передачи и изображений, и архитектуры храма.Другая важная деталь – освещение. Обычно фотографы репродуцировали фрески ночью, избегая переменчивого дневного света. Но ведь изограф рассчитывал, что люди будут созерцать его работы в часы богослужений.И преимущественно – во время литургии. А ее кульминационный момент наступает где-то около полудня. Значит, и освещение для съемок надо создавать такое, чтобы оно соответствовало этому времени дня.Для наилучшего результата Холдин стал фотографировать фрески на высоте и при очень длительных выдержках. В день получалось сделать всего по два-три снимка. За несколько лет их появилось около трехсот.Каждый уникален. Кстати, Холдин фотографировал не только в монастыре, но и в его окрестностях, передавая атмосферу Русского Севера, вне которой разговор о фресках Дионисия был бы неполон.Глядя на фрески в отображении Холдина, иcпытываешь душевный подъем. Торжественное сияние чистых красок – синей, желтой, зеленой – звучит гимном полноте бытия. И напоминает о ясном небе и свежей листве в лучах яркого солнца. Радость этих работ созвучна теме праздника Рождества Богородицы, которому посвящен монастырский собор.Спасибо Фонду святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центру Национальной Славы, организовавшим эту выставку. И очень жаль, что сейчас у Юрия Холдина нет возможности начать новый проект. Его приглашают сделать съемку во многие российские монастыри.Но труд Юрия – процесс очень затратный финансово. Работу в Ферапонтовом монастыре он осуществлял на свои деньги. Но следующий проект сам уже не потянет. А средства пока взять неоткуда. И это несмотря на то, что его работы, которые спецы называют энциклопедическим трудом, пользуются большим успехом по всей России.