Тайны черно-белых миров
Дмитрий Лион родился в 1925 году в Калуге, в семье правозащитника и адвоката. С 1943 до 1952 года служил в Красной армии. Потом окончил Полиграфический институт, где его учителями были Иван Чекмазов и Павел Захаров, ученики Василия Кандинского и Петра Митурича. Его работы стали выставляться в период оттепели – в 1958 году. А ушел из жизни Лион в 1993 году.Сейчас его работы хранятся во многих престижных российских и европейских собраниях. Но широкой публике его имя известно мало. Ведь свет увидели всего две иллюстрированные им книги: «Тайпи» Мелвила и «Лирика» Катулла. А персональных выставок после кончины художника было – по пальцам пересчитать. Посмертная – в ГМИИ им. А. С. Пушкина, камерная – в МИВЦ «ИнфоПространство», где выставлялись работы художника и его дочери и ученицы Лили, умершей от рака в возрасте 30 лет. И, наконец, большая экспозиция, приуроченная к 80-летию со дня рождения Лиона в Третьяковской галерее в 2005 году. Кстати, ряд произведений на ней принадлежали Игорю Маркину, владельцу музея ART4.RU.Работы Лиона сложны для восприятия. Немногочисленны вещи, с первого взгляда на которые можно определить, что на них изображено. Во множество рисунков надо долго вглядываться, прежде чем в легкой зыби или кажущемся хаосе штрихов, завитушек и даже клякс различишь лица и лики, звериные морды, фигуры людей и животных.Конечно, с царившим в советские времена официозом такие изображения мало согласовались. Лиона называли нонконформистом. Сам он считал себя учеником Кранаха, Рембрандта и Дюрера. Их лица появляются и в его работах. Излюбленной темой у художника была Библия. Сам он постоянно проводил параллели между созданием рисунка и сотворением мира. Об этом можно судить по таким его высказываниям, как, например: «лист-мироздание. В этом мироздании, как в мире нашем, все соединено». Говорил он и о значении, которое для него имел цвет листа бумаги: «Белое – не просто пустота. Это плотность отсутствующего, плотность нематериального, плотность духа…».Некоторые рисунки, которые показывают сейчас в музее ART4.RU, – из семейного архива. И почти половину выставленных произведений Игорь Маркин купил совсем недавно, уже после большой экспозиции в Третьяковке.На вернисаже нам удалось поговорить с [b]дочерью художника Еленой ИЗЕНЕГГЕР.– Скажите, есть на выставке вещи, которые даже вы видите впервые?[/b]– Да, это очень ранние, видимо, институтские работы отца.– Я не могу назвать что-то одно, мои преференции все время меняются. Но есть работы, которые мне очень нравятся, относящиеся к библейскому циклу и к циклу «Судьбы русских поэтов».– Она очень внушительна. Но есть и большие собрания – это семейная коллекция и еще одна, находящаяся в «третьих руках».– Из его бывшей жены, дочерей Лены и Нины. Есть и еще родственники, но они уехали за границу.На вопросы «ВМ» ответил и [b]владелец музея ART4.RU Игорь МАРКИН.– Как вы начали собирать работы Дмитрия Лиона?[/b]– Я знал, что этого художника хвалят все специалисты. И мне случайно предложили папку, полсотни больших его листов.Причем по недорогой для меня цене. Сначала я посмотрел на них и не очень врубился. Но потом, когда пришел домой и заново перелистал папку, я понял, что это одна из самых моих больших удач.Совсем недавно я купил другую папку с 70 работами Лиона. В основном они ранние, и даже несколько нетипичные для этого художника: среди них много портретов, есть цветные работы. Эта покупка и стала поводом для нынешней выставки.– Пока не планирую. Не хватает времени, да и дорого это. Так что единственная возможность в ближайшие годы посмотреть на эти работы – это прийти сейчас в наш музей.