Господа и слуги
[b]Хоть и говорил великий сатирик Жванецкий в свое время, что, мол, с чувством собственного достоинства у нас дела обстоят фигово – в отличие от чувства глубокого удовлетворения, а все же, все же… Все ж таки оно у нас, оказывается, есть. Это самое чувство собственного достоинства. А многие даже не подозревали об этом всю жизнь. А оно вдруг – раз! – и прорезалось.«Пора раскулачивать!»[/b]У моей соседки прорезалось в тот момент, когда она, бывшая учительница, по нужде и безденежью устроилась было горничной-домработницей в одну богатую семью. И когда жена-стерва как-то утром гавкнула на нее что-то вроде: «Эй, ты! Уродка! Как кофий подаешь?!» А может быть, какие-то другие, но столь же хамские слова употребила.И бывшая училка, закаленная, казалось бы, в многолетних боях с ученикамихулиганами – взяла да и вывалила ей на роскошную постель этот самый «кофий».Не сдержалась, да и сдерживаться не хотела – взыграло в ней это самое чувство собственного достоинства, гордость возопила:– Да что меня на помойке, что ли, нашли? Как эту дрянь? Да я лучше пойду полы мыть в магазине, чем с этими суками… Нас же ограбили, и нам же в душу плюют!Теперь действительно моет полы у нас в «Перекрестке». А заодно подучивает русскому языку гастарбайтеров, потому как чуть ли не весь штат разнорабочих этого магазина из них, чернявеньких, и состоит.Но до сих пор по поводу прежней своей работы и прежних своих хозяев успокоиться не может – шипит, плюется и матерится. Того и гляди вступит в какую-нибудь партию на почве развившейся классовой ненависти.– Нет, ты только вдумайся, – то и дело повторяет она мне, когда соседским делом забегает покурить, – ведь правда же! Нас же ограбили – и нам же еще в душу плюют! Поубивала бы! И как можно такое терпеть? А ведь терпят, да еще утираются некоторые и «спасибо» говорят! Не-ет, пора их раскулачивать, мироедов!...Во, какие термины у нее пошли – ну, просто незабываемый 1919 год… А еще ненавидит моя соседка сериал «Моя прекрасная няня». За полное вранье в части, касающейся отношений между хозяином и слугами – и этой «шалавой Викой», как она ее называет, и этим мажордомом-дворецким.Ну, не бывает, говорит, у нас таких отношений! И быть не может!Не знаю, право. Мне трудно судить. Я никогда прислугой не работала – Бог миловал. И у меня самой никогда не было и не будет, я в этом просто уверена, никаких домработниц-горничных-кухарокличныхшоферов…Но мало ли чего у меня лично есть и чего нет! На самом-то деле, в масштабах всего общества, наверное, непраздная это проблема – эти самые отношения? С одной стороны – хозяин, с другой – слуга. В бытовом, домашнем смысле. Как их строить, эти отношения?Пока строится не очень. Пока получается из крайности в крайность: либо хозяева-хамы гнобят и всяко унижают свою наемную рабсилу. Либо уже рабсила садится на шею своим нанимателям и ножки свешивает. Да еще приворовывает при этом.Как у одной моей приятельницы, которая в силу своей интеллигентской зашуганности и абсолютной безрукости без конца ищет каких-то «помощниц по хозяйству». А потом не знает, как выгнать очередную халду-воровку. Потому как любая, кто к ней в дом попадает, тут же начинает «управлять государством». В свою пользу.Вот, ей-Богу, притягивает она к себе таких, что ли? Оно, конечно, у нас сейчас фигова туча всяких кадровых агентств, которые вроде бы все на свете «гарантируют». И обещают вышколенную, выученную и бог знает какую золотую прислугу. А с другой стороны, берут на себя обязательства в случае чего «защитить и возместить», если попадутся сволочи-хозяева. Какая-нибудь, не дай господи, «Салтычиха ХХI века».Но все это – в теории. А на практике…Но вот, кстати, о теории. Ведь смотрите – если взять исторический разрез, эдакую ретроспекцию известных отношений и социальной психологии (о, завернула!).Крепостное право у нас когда отменили? Правильно, в 1861 году – «пятерка» вам за историю. Но до 17-го года мало что изменилось в психологии рабов и господ – это вам не Англия и не Франция. И уж тем более не Америка – поколения поколений свободных людей должно было народиться и смениться, чтобы «холопье», которое веками сидело в генах и подсознании, ушло, а на его место пришло что-нибудь более приличное. Не зря же великий певец тяжелой народной доли Н. А. Некрасов выразился некогда в сердцах: «Люди холопского званья – сущие псы иногда, чем тяжелей наказанье, тем им милей господа…» Ну а потом – революция, вселенский хаос – и тут вообще началось несусветное – в плане той же психологии в том числе.С одной стороны – «долой эксплуатацию человека человеком», «кухарок научим управлять государством», и всякие прочие «у советских собственная гордость». А с другой стороны – пожалте вам, «Грядущий Хам».И он-таки грянул. И все перемешалось, и «последние стали первыми», и кто был ничем, тот стал всем; а тех, кто был всем, «помножили на ноль» – вместе с их дворянским благородством и генетической культурой отношений-поведений – включая и отношения «хозяин-прислуга».Хотя, конечно, домработницы и при советской власти были – как и прочий «обслуживающий персонал», «технический персонал». Но согласитесь, не в таких масштабах, как теперь! …Я не очень утомила вас своей доморощенной социально-исторической психологией? Ладно, давайте вернемся в ХХI век.То есть для начала – все-таки в ХХ. Помните, когда-то очень модно было придумывать разные фантастические рассказы на тему, как роботы заполонят в скором времени всю землю? Ну, буквально куда ни плюнь – в робота попадешь, а более всего распространение получили бы – по мнению авторов-фантастов – роботы-домашние-слуги.То есть такая появилась, можно сказать, у человечества светлая научно-техническая перспектива: с одной стороны, вышколенный автомат, который выполняет всю работу по дому, – грязную, чистую, какую угодно. И человек раскрепощается абсолютно и полностью. И исчезает как класс, как явление само понятие прислуги: есть ведь в этом нечто унижающее, унизительное для достоинства человека, не правда ли?…Ну, и где те роботы? Нет, я не про бытовую технику – с этим дело как раз нормально обстоит – пылесосы, стиральные машины, посудомоечные и прочие комбайны и т. д. и т. п.Но вот чего не учли фантасты – элементарной человеческой психологии. Стиральную или посудомоечную машину тоже ведь кто-то ВКЛЮЧАТЬ должен. И если позволяют средства – начинает почему-то хотеться, чтобы это самое включение-выключение производил отдельный человек. Которым, между прочим, можно командовать. Который тебе подчиняется. Который ниже тебя. Для которого ты – хозяин! И – ах, как это сладко, – взять и наорать на кого-нибудь с утра пораньше: «Эй, ты! Уродка! Как кофий подаешь?!» И не на какую-нибудь железяку электронную, а на человека, чтоб ему никогда не звучать гордо...…Вот и опять уперлись в классовые противоречия. Опять пришли к тому, от чего было собирались уйти; а у нас ведь не Франция и не Англия – где, как известно из художественной литературы: «Пять веков, Бэрримор, наши предки жили под одной крышей! Пять веков!..»Вот вам идеальные отношения хозяев и слуг. А у нас…А что у нас? И нам, выходит, не обойтись пока что друг без друга. Значит, надо как-то учиться жить и существовать и сосуществовать всем нам – слугам и господам – что уж там манерничать, давайте называть вещи своими именами! Как? Не знаю. Но вот что в голову приходит…Помните фильм «Адъютант его превосходительства»? Сцену, когда звучит сакраментальное: «Паландреич, вы шпион?» И тогда «Паландреич» начинает мальчику Юре буквально «на пальцах» объяснять смысл и содержание революции – блестяще, изумительно объясняет! Вот так примерно:[i]– Ты говорил, что у вас в имении был садовник… А как он жил? И как жил ты? Но разве он тоже не человек и не хочет жить по-человечески? Так вот я и хочу помочь этому садовнику… Мы ему ничего плохого не сделали – а он вместе со всеми сжег наше имение! Ты его прости, Юра, он сделал это не подумав… Ну, ладно. А тогда чей же он будет садовник? Ничей! Он будет – просто садовник! Но я тоже хочу иметь сад! Прекрасно! Но тогда ты сам должен будешь за ним ухаживать.Я садовником быть не хочу! Вот видишь… Сад иметь ты хочешь, а садовником – не хочешь… Тогда не удивляйся, что кому-нибудь когда-нибудь опять захочется сжечь твой дом, Юра…[/i]…И вот мне лично – извините, что опять на себя стрелки перевожу, – садовник не нужен. Сама обожаю в земле колупаться.И сдается мне, что так оно надежнее и спокойнее выходит – со всех сторон, с какой ни посмотри.