Евгений Бунимович: Школы перестанут стоять «с протянутой рукой»

Общество

[i]Он еще будет дорабатываться и совершенствоваться, но кардинально не изменится.А значит, уже сегодня можно говорить о законодательном документе, который в недалеком будущем станет основополагающим для всей системы столичного образования. Корреспондент «ВМ» беседует с заслуженным учителем России депутатом Московской городской думы — В 1992 году был принят Федеральный закон «Об образовании» — по тем временам очень передовой, либеральный. Несмотря на несколько декларативный характер, он сделал главное: дал возможность школе уйти от идеологии, от «казармы» — к вариативности в образовании. Появились лицеи, гимназии, кадетские корпуса, экспериментальные учебные центры. Определенную свободу получили и обычные общеобразовательные школы: в них стали возможными разнообразные уклоны, профили, факультативы и т. д.Кроме того, в соответствии с Федеральным законом каждый субъект Федерации обрел право построить собственную модель образования. В этой сфере Москва обогнала многие российские регионы — прежде всего по многообразию созданных в последние годы и успешно работающих государственных и негосударственных образовательных учреждений. Необходимость в принятии своего закона у нас назрела давно.— Я бы выделил несколько моментов. «Продвинутость» московского образования закрепляется, в частности, положением о школьном компоненте, входящем в учебный план государственных образовательных учреждений наряду с федеральным и региональным компонентами. Иными словами, занятия ведутся не только по предметам и программам, утверждаемым на федеральном и городском уровнях. Помимо этого у школы теперь есть возможность выбрать собственную «образовательную траекторию», а у родителей и детей — найти соответствующее своим запросам учебное учреждение.Кстати, в законопроекте особо говорится об этнокультурных школах и о поддержке их городскими властями. Отдельная статья посвящена инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования.Ключевым, на мой взгляд, является закрепление в проекте закона так называемого нормативного финансирования образования. В основе его лежит расчет «стоимости» одного ученика или воспитанника в год.Сюда входят и зарплата педагогов, и учебники, и коммунальные платежи, и приобретение необходимого школьного оборудования, и дотации на питание, и многое другое. Нормативы согласно законопроекту должны будут утверждаться городскими властями и при необходимости меняться в ту или иную сторону.Уже сейчас в столичном Комитете образования разрабатывается 5 вариантов нормативов для воспитанников дошкольных учреждений и 13 — для учащихся средних общеобразовательных учреждений разного типа. До сих пор деньги на образование выделялись из городского бюджета «на глазок», с введением же нормативного финансирования станут ясны действительные потребности. В каком-то смысле изменятся и взаимоотношения школы с властью: не придется стоять «с протянутой рукой», недофинансирование образования теперь впрямую будет означать «недообучение».— В одной из американских муниципальных школ, которые по закону находятся на государственном обеспечении, я увидел надпись на полу в спортивном зале: «Класс 1999 года». Выяснилось, что зал — это подарок от класса родной школе.Мало того, у них действует несколько родительских советов, каждый из которых отвечает за свое направление: один — за спортивное оснащение школы, другой — за компьютеры, третий — покупает инструменты школьному оркестру… Создан и специальный фонд помощи малообеспеченным учащимся. Все это уже не «поборы», а осознанное и заинтересованное участие общества в деятельности школы, включающее и контроль за распределением средств.Именно с этой целью наш законопроект прописывает создание школьных попечительских советов. В них войдут родители, представители районной власти и те, кого раньше называли «шефами».Приведу пример: школа-гимназия № 710, в которой я многие годы преподаю математику, находится недалеко от знаменитого «космического» завода имени Хруничева. Многие родители — оттуда. Завод заинтересован в будущих кадрах. Неужели он не поможет учебному заведению, непосредственно находящемуся в сфере его «влияния»?! Кстати, речь идет не только о материальной помощи, но и, скажем, об организации экскурсий на предприятие, проведении специальных факультативов и т. д.— Во всем мире учителя, к сожалению, получают не так уж много. Однако «там» существует развитый механизм социальных гарантий: имея невысокую зарплату, учитель имеет право, к примеру, на бесплатное лечение, проезд в муниципальном транспорте, посещение музеев, библиотек и многое другое.В проекте будущего закона социальным гарантиям работников образования посвящена отдельная статья. Учителя должны будут получить специальные удостоверения, подтверждающие их статус и дающие право на определенные льготы.В проекте говорится о системе надбавок и доплат к учительской зарплате, устанавливаемой правительством Москвы, о льготном обеспечении учителей жилой площадью. Однако механизм социальных гарантий должен быть прописан в законе, на мой взгляд, более конкретно и тщательно.К сожалению, перед рассмотрением законопроекта в Московской думе он успел пройти через различные городские ведомства, в частности Департамент финансов. В результате немалая часть «конкретики» ушла.Когда-то поэт Михаил Светлов остроумно заметил, что бревно — это хорошо отредактированное дерево. Так вот, законопроект в нынешнем виде еще не бревно, но уже не дерево. Неслучайно он вызвал огромное количество замечаний и дополнений от депутатов во время обсуждения, длившегося пять часов.Документ принят пока что в первом чтении, решено выделить месяц на поправки. Важно, чтобы в итоге получился хороший «работающий» закон — нужный и учителям, и родителям, и детям.

amp-next-page separator