«Бомба» музейного масштаба
На днях британская пресса сообщила, что полотнам может угрожать опасность со стороны наследников дореволюционных владельцев картин и британских компаний-кредиторов России.Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, комментируя ситуацию агентству РИА Новости, уже сказала, что картины отправятся на выставку только при условии гарантий их возвращения на родину со стороны государства. И потому она уверена, что все эти разговоры – просто «провокационная шумиха».Да и Анатолий Вилков, заместитель руководителя Росохранкультуры, заверил, что без гарантий со стороны правительства Великобритании не выдаст разрешение на вывоз экспонатов.Все дело в том, что в Англии картины пока юридически не защищены от посягательств третьих лиц. Лишь 29 ноября 2007 года в палате лордов пройдет второе слушание законопроекта, который должен положить конец претензиям на национализированные Советским Союзом произведения искусства. Хотя вообще-то британцы могли бы позаботиться об этом законопроекте и пораньше. И не только из-за грядущей выставки. Ведь известно, что сразу после инцидента в Швейцарии ГМИИ им. А. С. Пушкина отказался от участия в большой выставке в Tate gallery, именно из-за отсутствия гарантий. И практически в то же время повез свои работы во Францию, потому что там полотна из России были юридически защищены.Сейчас в интересах Англии сделать все для того, чтобы выставка, которая будет называться «Из России: французские и русские шедевры из Москвы и Санкт-Петербурга, 1870–1925», все-таки состоялась. Ведь уже говорят, что она может стать «бомбой» – в самом лучшем смысле этого слова. В Лондон этой зимой должны поехать шедевры Матисса, Ренуара, Гогена, Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Кандинского, Малевича… Всего 120 работ, многие из которых в Великобритании никогда раньше не экспонировались. Сами англичане с особым нетерпением ждут «Танец» Матисса из Эрмитажа.Специалисты прогнозируют, что на выставке ожидаются несколько сотен тысяч посетителей. А на ее открытие приглашены президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Так что международный скандал здесь будет особенно неуместен. А куратор проекта Норман Розенталь, секретарь Королевской академии искусств, наоборот, надеется, что экспозиция послужит улучшению англо-русских отношений. Между прочим, на то чтобы уговорить директоров российских музеев предоставить работы на выставку, Розенталю потребовалось три года.Что же касается наследников, которые якобы могут потребовать арестовать коллекцию, то пока в западной прессе звучит имя одного лишь внука Сергея Щукина – француза Андре-Марка Делок-Фурко. Действительно, несколько лет назад на зарубежных выставках, куда Россия привозила картины из собрания его предка (сейчас они поделены между Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина), Делок-Фурко требовал признания своих прав на эти произведения искусства. Но неизменно терпел неудачу. После чего в 2004 году он официально «помирился» с Музеем на Волхонке. Француз побывал в ГМИИ им. А. С. Пушкина на открытии выставки, посвященной собранию своего предка, и даже подарил музею шесть картин, купленных Щукиным в эмиграции. Неужели после всего этого Делок-Фурко начнет свою эпопею с наследством заново?