На «Букашке» по Садовому
Вначале была конка[/b]Трамвай появился на московских улицах в 1899 году и стал постепенно вытеснять привычную конку. А в 1911 году замкнули кольцевую линию по Садовому кольцу и пустили по ней трамваи.Первые вагоны были короче нынешних и не имели прицепов. Но уже в 1908–1910 годах их сменили более крупные, которым суждено было дожить до 1930-х годов. Комфортом пассажиров тогда не баловали – они сидели на жестких дубовых скамьях вдоль вагона. Кондукторы вагонов, поочередно дергая за веревки звонков, давали сигнал к отправлению; вожатый ногой нажимал педаль ответного звонка: «понял, трогаю». Там, где трамваи делали правые повороты, были устроены стрелки, переводящие рельсы, и поэтому тут все время дежурили стрелочницы: автоматических стрелок тогда еще не было.До 1930-х на остановках московского трамвая сохранялись застекленные с трех сторон павильоны в стиле модерн, построенные еще в начале века. Кроме скамеек для пассажиров, здесь были помещения для служащих трамвая, а в подвале – общественная уборная.Троллейбус «Б», ныне курсирующий по Садовому, унаследовал от «Букашки» не только маршрут, но и имя – многие старожилы до сих пор называют кольцевой троллейбус старым, дореволюционным именем. На маршруте «Б» в качестве кондуктора и водителя трамвая работал Константин Паустовский.Позднее, став писателем, он вспоминал: «Линия «Б» проходила около многолюдных вокзальных площадей по пыльным обочинам Москвы... Пассажир на этой линии был больше с окраин – ремесленники, огородники, молочницы...»Первый шинный электрический транспорт появился на кольце в 1933 году. Он сразу же оказался востребованным москвичами и приезжими, поскольку не только обеспечивал удобное сообщение в обход вечно перегруженных центральных улиц, но и позволял за короткое время совершить своего рода обзорную экскурсию по всем основным тогдашним достопримечательностям.«Букашка» продолжает повседневную работу: за сутки 33 машины четвертого троллейбусного парка столицы перевозят более полумиллиона пассажиров.– Троллейбусы четвертого парка выходят на маршрут в 5.05, – рассказала «Вечерке» начальник маршрута Лариса Агеева. – От Белорусского вокзала они выезжают на Садовое кольцо и, забирая первых пассажиров, начинают движение по часовой стрелке, в сторону Самотеки. Путь от первой остановки до конечной занимает пятьдесят минут. Разумеется, если на маршруте не будет каких-нибудь помех.Заметив в наших глазах немой вопрос, Лариса Николаевна поясняет:– Пробки на дорогах – увы, уже привычное для Москвы явление. Вместо одного часа, отведенного графиком на рейс, водитель зачастую в состоянии уложиться лишь в час пятнадцать – час двадцать.– И новая система АСКП наверняка увеличивает время посадки? – предположили мы.– Слава богу, к этой системе москвичи привыкли и чувствуют себя с ней уверенно. А в качестве одной из причин заторов следует, пожалуй, назвать культуру автолюбителей, точнее полное ее отсутствие. Автомобили паркуют где попало, а уж на остановках городского транспорта – в первую очередь.Валентин Николаевич Свечников припарковал троллейбус у тротуара и вошел в диспетчерскую. Отметив в путевке очередной рейс, крепкий и подвижный, он легко и привычно взбежал на второй этаж и вошел в столовую: работать пришлось с раннего утра. Каково же было наше удивление, когда Лариса Агеева поведала, что в следующем году Свечникову исполнится... 70 лет!– Мало того, – добавила она, – вместе с юбилеем он отметит и пятидесятилетие своей работы водителем на маршруте «Б».– На Садовом кольце сегодня много крупных магазинов, театров, банков, – рассказал нам Валентин Николаевич. – Так что наш маршрут, пожалуй, – один из самых важных в городе. Поэтому-то, как правило, и не едут пассажиры в «Букашке» от первой остановки до конечной, поток людей меняется непрерывно. Сами увидите, – и Свечников, открыв переднюю дверь, произнес в микрофон:– Здравствуйте, уважаемые пассажиры! Троллейбус маршрута «Б» следует до конечной остановки «Зубовская плошадь».Это был обычный рейс – один из семи-восьми подобных, что ежедневно приходится совершать Валентину Николаевичу и его коллегам.– В основном водители, конечно, грамотные и осторожные, – замечает Валентин Николаевич. – Но бывают и отчаянные сорвиголовы, создающие порой аварийные ситуации на дорогах...Словно в подтверждение этих слов один из таких лихачей «подрезал» наш троллейбус и резко затормозил.– Я начинал работать еще на троллейбусе МТБ-82, – вспоминает Валентин Николаевич. – Сейчас он кажется таким же неуклюжим и громоздким, как, например, автомобиль «Победа», но тогда это была машина суперкласса. Сегодня появились новые хорошие машины, например вот эта – башкирского производства.Новинский пассаж, Садовая-Самотечная улица, гостиница «Ленинград», площадь Цезаря Куникова. Машина идет по графику. У Курского вокзала скопление людей, среди них молодая мама с коляской. Открываются две последние двери, и наставительный голос из динамиков произносит:– Уважаемые пассажиры, помогите, пожалуйста, маленькому гражданину войти в салон!Признательная мама рассказывает:– Чем мне нравится маршрут «Б», так это, помимо прочего, качеством обслуживания. Словно на подбор, здесь вежливые и радушные водители. Да и пассажиры всегда помогут, если нужно – ну, вы сами видели. Мне выходить у Павелецкого вокзала, я уверена: нам с малышом обязательно помогут и там.Конечно, помогли. А троллейбус уже спешит дальше, к новым пассажирам: впереди Крымский мост, станция метро «Парк культуры». И вот наконец: «Остановка «Зубовская площадь», конечная. Уважаемые пассажиры, счастливого вам пути!» На этот раз «Букашка» справилась с рейсом за 55 минут.– Это идеальное время, – говорит Валентин Николаевич. – Так бывает далеко не всегда. Но стремиться к этому надо. В столице все должно быть «тип-топ», и транспорт в том числе.[b]КОМПЕТЕНТНОВиталий ЛЮЛЬКО,– Троллейбусный маршрут «Б» сегодня можно по праву назвать экскурсионным. Маршрут осуществляет связку крупных московских вокзалов: Курского, Павелецкого, проходит по основным площадям столицы – Триумфальной, Таганской, Смоленской, Садово-Кудринской, мимо Центрального парка культуры и отдыха.Это единственный маршрут, обеспечивающий внутрирайонные связи внутри Центрального административного округа столицы. В честь троллейбусного маршрута «Б» назван новый троллейбус Московского троллейбусного завода (МТрЗ) – «СадКо».[/i]