Маршрут в никуда
Роскошный Александр Баргман кажется одним из главных представителей сегодняшнего театрального Петербурга – его ангажируют самые разные сцены, и спектакли с его участием часто доезжают до Москвы – в том числе и на «Золотую маску».Стенли Ковальски – хам и плебей, что втаптывает в грязь свою свояченицу «голубых кровей» – никогда, кажется, не вызывал сочувствия постановщиков. Его «правота» обычно трактуется как плоская лакейская правденка. Его «справедливость» – как изощренная жестокость. Та же Генриетта Яновская не поскупилась на «животные» краски, безапелляционно высказав свое отвращение к этому персонажу. Но спектакль Бычкова и игра Баргмана заставляют если не принять, то хотя бы понять уязвленную гордость плебея, поднявшегося бог весть из каких низов, но так и не привыкшего к хлестким пощечинам слов «хам, животное, поляк». Слишком уж показательны и театральны его выходки (вы видите во мне только животное? Так ужаснитесь же тому, насколько вы правы). И слишком горячо он обнимает свою жену – в его объятиях не только «тайна двоих», но и благодарность за то, что эта аристократка когда-то поверила в него и пошла за ним без оглядки.Справедливости ради стоило бы номинировать на «маску» и Марину Солопченко – Бланш Дюбуа. Не жертва Грядущего Хама, и уж тем более не нимфоманка, гоняющаяся за мужчинами (именно так представил эту героиню Юрий Еремин, подарив возможность ее исполнительнице Евгении Крюковой часто-часто менять красивые платья) – эта Бланш предстает почти реалисткой. Которая поражена страшной фобией одиночества и потому тянется ко всем мужчинам без разбора. Которая пытается из последних сил играть по правилам этого мира, что ей претит.Которая способна на бесшабашную смелость высказаться до конца в лицо и подписать себе тем самым смертный приговор – «Мы брать преград не обещали, мы будем гибнуть откровенно».Но которая и не лишена слабости не оставлять надежду на спасение. Но, слыша каждый раз выкрики слепой продавщицы «Флорес пара лос муэртос» («Цветы для мертвых», рефрен спектакля), она в конце концов принимает свою участь. Не в обиду другим участникам спектакля, «Трамвай «Желание» Михаила Бычкова – это, в первую очередь, дуэт этих двоих, тогда как Генриетта Яновская создала настоящую полифонию без единой «проходной» роли с мощным четырехугольником в центре (Стелла, Бланш, Стэнли, Митч) в центре. Но жюри придется поломать голову над выбором.