Чужие игры
«Тиски» – явление очень любопытное в биографии режиссера. После тихих экзистенциально-криминальных мелодрам, социальных драм и рефлексий пожилых интеллигентов Тодоровский ступил на новую территорию молодежного наркотриллера. При поддержке Госнаркоконтроля он снял фильм, где масса шума, гама, света, энергии, темпа, напора, а бешеный монтаж сочетается с крайне утомительными для глаза цветовыми вспышками.Здесь много молодых лиц недавних выпускников театральных училищ и ВГИКа, ребят очень способных и просто талантливых, плюс к тому задействованы два самых востребованных актера нашего кино – Федор Бондарчук, изменивший имиджу плакатного выхолощенного героя, и Алексей Серебряков. Первый играет провинциального наркомафиози. Второй – его антипода, спившегося и свихнувшегося милицейского майора.Собственно, давление обаятельного мафиози с одной стороны и монструозного мента с другой на сумрачного, слегка замороженного юношу Дениса и составляют фабулу фильма. Денис случайно попался на продаже легких наркотиков и очутился в тисках. «Отрабатывай! – кричит мафиози. – А нет, так тебе прямая дорога в безымянную могилу на пустыре!» «Сдай мне его! – кричит мент. – А нет, так тебе прямая дорога на зону!» Еще на «Кинотавре» журналисты и критики упрекали Тодоровского в том, что в его фильме множество нестыковок и несообразностей. Вопросы возникают при каждом повороте сюжета.Ну, к примеру. Почему сумасшедший мент не убил мафиози сразу, минуте эдак на пятой фильма? Оснований и возможностей для этого у него было выше крыши.Зачем ему нужно было вербовать Дениса? Ведь у него при мафиози уже имелся один засланный казачок. И сам он, бывший наркоман, колотый-переколотый, леченый-перелеченный, как мог при таком бэкграунде попасть в органы и не просто попасть, а дослужиться до майора? Дайте ответ. Не дают ответа.Да его и не может быть, потому что сценарий «Тисков», очевидно, не органичное произведение с внутренней логикой и мотивировками, а история, скроенная под определенный формат, в которой возможны любые допущения просто потому, что авторам надо как-то двигать сюжет. И главное допущение – фигура самого Тодоровского. Я могу ошибаться, но мне кажется, что Тодоровский ничего не знает ни о наркоманах, ни о наркодилерах, ни о наркотрафике. Еще мне кажется, что вся эта жизнь и все эти ужасы по большому счету ему неинтересны. Они ему чужие и чуждые. Во всяком случае в его картине этот интерес никак не проявляется.Это очень холодное, рассудочное, сконструированное кино. Оно будто состоит из готовых блоков, каждый из которых уже неоднократно использовали в не одной сотне подобных фильмов.В них, этих фильмах, герой обязательно должен пройти один путь: стать предателем, помучиться, потерять любовь, вступить в отношения с женщиной, которую он не любит, пережить смерть друзей, дойти до предела, участвовать в финальной разборке… В конце концов, здесь даже акценты, и те перепутаны. Зло куда обаятельнее справедливого возмездия. Наркодилер в исполнении Бондарчука просто само очарование со своим звериным магнетизмом убийцы. Зрительские сердца наверняка потянутся именно к нему.Впрочем… Может быть… Это кино об инфантилизме нового поколения, которое научилось выбирать «пепси», но не умеет и не хочет делать жизненный выбор? Очень взрослая могла бы оказаться тема, не окажись она задавлена шумом, гамом, всполохами софитов, спецэффектами и шлакоблочной архитектурой. Так что и не разглядеть.