Жестокий парадиз

Развлечения

В столице Франции в галерее Passage de Retz открылась выставка отечественной артгруппы АES+F (Арзамасова, Евзович, Святский, Фридкес) «Рай безгорестный». Ее куратором стала директор Мультимедийного Арт Центра (у нас больше известного как Московский Дом фотографии) Ольга Свиблова. Образ Эдема, населенного детьми и подростками, художники намеренно создали скорее пугающим, чем манящим. Экспозиция включает в себя несколько проектов АES+F, созданных за последние 10 лет. Все они объединены темой детства и отрочества в современном обществе и культуре. Один из них, видеопроект «Последнее восстание», показывался в этом году в русском павильоне на Венецианской биеннале. Вообще надо сказать, что группа АES+F сейчас необычайно востребована – в нынешнем году на ее счету участие в 37 выставках по всему миру. Да и в Париже художники не впервые. Семь лет назад здесь проходила их выставка «Исламский проект». Ольга Свиблова вспоминает: «Тогда я сказала ребятам: во Франции вас не поймут. И правда, сначала их работы не покупали. Но потом случились события 11 сентября, и французские галереи моментально расхватали все экспонаты выставки. А в Интернете бесчисленное количество раз копировались их имиджи, иногда даже без указания авторства, настолько народными стали эти изображения». После этого АES+F прослыли пророками. Но глядя на экспозицию «Рай безгорестный» отчаянно хочется, чтобы их мрачноватые художественные «прогнозы» все-таки не сбылись. Тем более, что касаются они именно детей, то есть поколения, на которое возлагаются все чаяния и надежды. Однако видение их будущего художниками АES+F в проектах Action Half Llife и «Последнее восстание» (включающих в себя видеопроект, скульптуру и цифровые коллажи) оказывается прямо-таки апокалиптическим. Художники создали образ Эдема компьютерных игр, участники которого обречены на вечный бой. Он жесток, но бескровен. Все его участники-подростки бесчувственны; здесь нет ни добра, ни зла – только отчуждение. Герои видеопроекта под музыку с четким и каким-то механистичным ритмом движутся как сомнамбулы, уничтожая друг друга. При этом в отдельных сценах улавливается сходство с картинами Караваджо, а в сюжетах есть отголосок мифов разных времен и народов. Здесь можно разглядеть, например, самолюбование Нарцисса и сцену снятия с Креста. Изящные бронзовые фигурки детей (пластика Алексея Шпаковского) в проекте Action Half Life чем-то напоминают эльфов, но с оружием в руках. А у аллюминиевой девочки с мечом («Последнее восстание») сзади виднеется хвост дракона. Словом, в работах художников происходит то же, что и в фантастических фильмах и книгах. И это предупреждение: обществу, постоянно находящемуся под угрозой экологических и прочих катастроф, придется потрудиться, чтобы подобные сказки не сделались былью. Апокалиптическое, фантастическое видение мира соединено на выставке с реализмом. Фотопроект «Подозреваемые» возвращает зрителей с небес на землю и напоминает о том, что борьба бескровна в виртуальном мире, но, увы, не в реальном. Из 14-ти юных героинь, запечатленных художниками, половина – ученицы элитных московских школ, а другие семеро – убийцы. Кто есть кто на изображениях – загадка, разгадать которую предстоит посетителям выставки. В названии другого проекта – «Лесной царь» – мифологический образ использован для разговора о детских профессиональных сообществах. В языческой Европе верили, что Лесной Царь похищает красивых детей и прячет их в своем замке. По мнению художников, сегодня на его месте оказался медиа-мир. Ведь карьеру рекламных моделей и поп-звезд нынешние дети начинают чуть ли не с пеленок. Для этого проекта художники провели перформансы и съемки с детьми из модельных агентств и учениками спортивных школ в Санкт-Петербурге, Каире и НьюЙорке. И убедились в том, что некоторые штампы профессиональных моделей – определенные позы, взгляды прочно укоренились в детском сознании и невольно копируются малышами, даже когда их не просят «поработать на камеру». В название выставки вынесены слова из строчки «Цветов зла» Бодлера про «рай безгорестный младенческих утех». Мир современных детей в видении АES+F безгорестен, но, в общем-то, и безрадостен. Он похож на некий механизм с заранее просчитанными схемами. Из которого юных героев, напоминающих маленьких зомби, хочется вытянуть, хорошенько встряхнуть и оживить.

amp-next-page separator