Гордость «русской Флоренции»

Развлечения

Уникальность собрания иконописи Ярославского художественного музея известна во всем мире. Поэтому и экспонаты, которые прислали оттуда для выставки, ГТГ, вопреки сложившейся традиции проекта «Золотая карта России», взяла не глядя, то есть, не ознакомившись с ними предварительно. И ничуть не раскаялась в этом.Развеску сотрудники Ярославского художественного музея и Третьяковской галереи делали вместе. И в качестве фона выбрали бордовый цвет стен. Благодаря этому выставка получилась торжественной и праздничной, тем более, что ярославские иконы и сами по себе очень нарядны, а преобладающие в них цвета золотисто-охристый, красный и зеленый.К ХVII веку Ярославль стал крупнейшим торговым центром, одним из богатейших городов государства, и вторым по численности населения после Москвы. Немудрено, что его жители часто сравнивали свой город с Первопрестольной. Занимались этим и изографы. Об этом можно судить по двум парным иконам конца ХVII – начала ХVIII века, на одной из которых изображены московские святители, а на другой – ярославские чудотворцы.Впрочем, со временем амбиций у жителей Ярославля становилось все больше. Об этом свидетельствует уникальная рама 1803 года для иконы Богоматери Ярославской ХVI века. Ее первый чудотворный образ, по преданию, принадлежал местным святым благоверным князьям Василию и Константину. Они и изображены на раме, а в ее центре, на маленькой возвышенности, очень похожей на символ земной тверди, высится главный храм Ярославля – Успенский собор. Эта композиция размером в человеческий рост впервые покинула стены музея, в котором она хранится.На выставке вообще много премьер. Например, из 40 произведений ХVIII века более половины никогда не демонстрировались в нашей стране. А 16 икон были специально отреставрированы для проекта «Золотая карта России».Экспозиция поражает монументальностью произведений. Это – одна из особенностей ярославской иконописи ХVII – ХVIII века. Ведь иконы в то время делались для больших каменных храмов, с 1620 года строившихся на пожертвования местных купцов, которые соревновались в изобилии и роскошном убранстве церквей.Их интерьеры украшали не только новыми масштабными композициями, но и намоленными иконами из старинных деревянных церквушек. А так как эти святыни часто были небольшими, их «вписывали» в огромные деревянные иконостасы, создавая огромные живописные рамы.Еще одна отличительная черта ярославской иконописи – любовь к подробному повествованию. Например, на раме к иконе Богоматери Ярославской – 20 сцен, прославляющих Царицу Небесную. Любопытно, что каждая из них помечена цифрой, а внизу, как сноски, расположены тексты, поясняющие смысл изображений в клеймах. А еще на выставке находится уникальная икона первой половины ХVII века «Святитель Иоанн Златоуст с житием в 52 клеймах». Это – наиболее полное изложение жития этого святого в древнерусском искусстве.Произведений, которые обязательно стоит увидеть, на выставке много. Это и работы ярославских мастеров, и известных изографов из других городов, которые приглашались в Ярославль.Среди шедевров на экспозиции – икона Федора Евтихиева Зубова 1672 года «Илья Пророк в пустыне». А также праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка, написанный артелью изографов под руководством знаменитого Гурия Никитина. Эти шесть икон в полном составе демонстрируются за пределами Ярославского художественного музея впервые.В начале ХХ века за обилие построенных на средства местного купечества зданий и храмов с богатым убранством Ярославль называли «русской Флоренцией». Почувствовать, что авторы этого определения ничуть не преувеличивали можно, посмотрев экспозицию в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

amp-next-page separator