На его месте должен был быть я!
Мало кто знает, например, что Борис Бабочкин должен был стать не Чапаевым, а Петькой, а на роль Василия Ивановича режиссеры братья Васильевы пригласили артиста МХАТа Николая Хмелева.Татьяна Лиознова могла не утвердить Вячеслава Тихонова на роль Штирлица, а Надежда Кошеверова нашла бы другого Короля для своей «Золушки», отвергнув Эраста Гарина. И тогда это было бы совсем другое кино. Причин несостоявшихся ролей – великое множество. Это и перемена «творческого видения» режиссера, и капризы известного артиста, и театральные гастроли, совпадавшие с графиком съемок, и «личные» обстоятельства.Карьера Олега Стриженова началась очень бурно. Молодой дебютант из Риги пробовался на роль Артура в «Оводе» наряду с Сергеем Бондарчуком и Юлианом Паничем, и оказался убедительнее. И с тех пор режиссеры наперебой приглашали его на главные роли. Однако многих «звездных» ролей он не сыграл.Едва не сорвалась роль Стриженова в фильме Григория Чухрая «Сорок первый»: Иван Пырьев настаивал, чтобы Говорухо-Отрока играл Юрий Яковлев, но Чухрай отстоял свое видение главного героя.Стриженов мог бы стать и Алешей Скворцовым в «Балладе о солдате», но потом вместо него пригласили дебютанта Владимира Ивашова.А съемки «Войны и мира» вообще обернулись настоящим скандалом. Сергей Бондарчук предложил Стриженову роль Долохова, тот с радостью согласился. Но потом вдруг узнал, что давно идут пробы на роль князя Болконского, и участвуют в них чуть ли не все «главные» артисты страны. А его, Стриженова, не позвали! Актер молча снес «оскорбление» и дождался, пока Бондарчук позвонит сам: «Старик, нужен Болконский».Стриженов выдвинул требование: в его собственных пробах Бондарчук должен пообещать… подыгрывать актеру. Мало того, еще одно «условие» Стриженов должен был сообщить позже.Бондарчук был согласен на все. И не пожалел: Стриженов-Болконский оказался лучше всех. Актер дождался, пока об этом раструбят все газеты, и… заявил Бондарчуку, что сниматься у него не будет никогда! Что началось на киностудии! В дело даже вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева: «Олег Александрович, я не понимаю, почему вы не хотите играть любимый образ нашей молодежи?». На что строптивый актер ответил: «Я окончил два высших учебных заведения – художественное и театральное. И знаю только двух кумиров молодежи: Овод и Павка Корчагин. Что князь Андрэ стал любимым образом молодежи, я впервые слышу!». Пришлось отдать роль Болконского Вячеславу Тихонову.А вот актрисе Наталье Кустинской так и не довелось сыграть Тосю Кислицыну в комедии «Девчата». Хотя ее муж и режиссер фильма Юрий Чулюкин твердо пообещал ей эту роль. Но когда материалы проб утверждали на художественном совете «Мосфильма», знаменитые режиссеры Юлий Райзман и Михаил Ромм категорически заявили, что красотка Кустинская никак не подходит на роль простой поварихи: «Пусть лучше играет Анфису». Чулюкин понимал, что его супруга, которая тогда была в зените славы, вряд ли согласится на этот вариант. Съемки с Надеждой Румянцевой уже вовсю шли, а режиссер все думал, как сказать жене правду. Кустинская узнала все сама, совершенно случайно. Она расценила поступок мужа как предательство, и этот инцидент стал одной из причин их развода.Обстоятельствам, по которым один актер заменяется другим, нет числа.Эльдар Рязанов захотел взять на роль в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» Кристину Орбакайте.Ее успех после картины Ролана Быкова «Чучело» был таков, что девочка чуть не получила Государственную премию. 16-летнюю актрису практически утвердили на роль, и вдруг Рязанов передумал: побоялся связываться со «звездной» девочкой. Причину отказа притянули за уши: мол, Кристина не подходит по социальному типажу, характер персонажа «не сочетается с внешним обликом исполнительницы». И вместо дочки Аллы Борисовны на роль пригласили актрису театра «Ленком» Наталью Щукину. Школьница Кристина не очень-то расстроилась: съемки были намечены на период летних каникул.Алиса Фрейндлих потеряла две роли из-за беременности. В 1969 году Григорий Козинцев начал снимать картину «Король Лир» и пригласил Алису Бруновну на роль шута. Актриса согласилась сразу.Все роли были уже утверждены, когда вдруг выяснилось, что буквально через два месяца Фрейндлих должна стать мамой. Козинцев был в растерянности – времени для поисков нового исполнителя совсем не оставалось. Однако ему повезло: он встретил ленфильмовского режиссера Надежду Кошеверову, которая только что сняла фильм «Старая, старая сказка» с Олегом Далем. В результате Шутом стал Даль. Эта роль потом была признана одной из лучших в его творчестве. А Фрейндлих из-за беременности не смогла сняться и в фильме Рязанова «Зигзаг удачи». Ее роль досталась Валентине Талызиной.Георгий Жженов сыграл в кино более ста ролей. Но и «ушло» от него немало. Сам он считает, что играл в кино преимущественно то, что «не смогли переварить» в силу занятости Ефремов, Ульянов, Матвеев. В картине «Родная кровь» Жженов должен был играть с Вией Артмане, и его уже утвердили на главную роль, он договорился об изменении графика в театре. Но в итоге вместо него сыграл Евгений Матвеев. А Жженов ничего не знал – сидел и ждал, пока его вызовут. Татьяна Лиознова, начиная картину «Три тополя на Плющихе», предложила Жженову роль шофера такси.Сказала, что его ей порекомендовала Татьяна Доронина. Прислали сценарий, договорились о сроках. Неизвестно, что произошло, только через несколько месяцев Жженов получил по почте формальное извинение: вместо него на роль назначили Олега Ефремова. И в «Белом Биме, Черном ухе» сыграть Жженову не пришлось.Он мечтал о роли Ивана Ивановича. Режиссер Станислав Ростоцкий, зная об этом, долго извинялся: «Ты же знаешь, Жора, я всю жизнь снимаю Тихонова…».Муслима Магомаева в кино вовлекли почти насильно. Когда знаменитый певец только начинал свою блестящую карьеру, на него тут же обратил внимание и кинематограф. Первым, в 1966 году, на пороге его дома возник режиссер Владимир Гориккер. Он собирался ставить фильм-оперу «Каменный гость» и решил пригласить Магомаева на роль Дон Гуана. Певец смутился: ведь партию Дон Гуана Даргомыжский писал для тенора, а у него как-никак баритон. Кроме того, повеса Дон Гуан далеко не мальчик, Магомаеву же в то время было всего 23. Гориккер заявил, что героя можно омолодить, а певческий диапазон снизить. Магомаев поинтересовался: что же в такой ситуации делать с меццо-сопрано Лауры – тоже снизить? Ему пообещали и с Лаурой «разобраться». Магомаев вежливо отказался. Пришлось пригласить на роль любвеобильного героя солиста Большого театра Владимира Атлантова.И это было только начало «дружбы с кино» Магомаева. Спустя несколько лет он получил письмо от режиссера Александра Зархи, в котором ему предлагалось сыграть Алексея Вронского в картине «Анна Каренина». Магомаев, после долгих раздумий, опять ответил отказом. А потом пришло приглашение от Леонида Гайдая попробоваться на роль… Остапа Бендера. Тут уж шансов не было никаких: Магомаев даже не стал говорить ассистенту Гайдая, что не смог осилить роман Ильфа и Петрова до конца, настолько он ему не понравился.Но отвертеться от кино певцу так и не удалось. В середине 80-х кинорежиссер Эльдар Кулиев задумал снять фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами. У режиссера и в мыслях не было приглашать на эту роль Муслима. Но зато экстрасенс, которого он однажды привел к себе на дачу, вызвал дух великого Низами и спросил у него, кого бы он хотел видеть в кино в роли себя. При имени Магомаева тарелки на столе закрутились. Магомаев, разумеется, этой истории не поверил, но Кулиев призвал свидетелей. Певец сдался.На этом его взаимоотношения с кино не закончились. Татьяна Лиознова пригласила певца записать песни к фильму «Семнадцать мгновений весны». Запись была сделана.Увы, песни в исполнении Магомаева, по мнению режиссера, звучали откровенно «по-американски». Никакая обработка не помогала. В конце концов авторы картины догадались пригласить Иосифа Кобзона.Каждая актриса прежде всего – женщина, и если бы не великое умение обольщать, многих звезд могло бы и не быть.Пробы Людмилы Гурченко, ставшей после «Карнавальной ночи» настоящей звездой, Рязанов сразу отверг. Однако очаровательная Гурченко удачно «попалась на глаза» директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, и он «порекомендовал» Рязанову отнестись к юной артистке внимательнее.В книге «Неподведенные итоги» Рязанов пишет, что сам пригласил польскую актрису Барбару Брыльску на главную роль в «Иронии судьбы». Между тем, изначально Надей должна была стать… Алиса Фрейндлих. Но ее, как потом и Светлану Немоляеву, режиссеру не утвердил художественный совет. Говорят, прелестница Брыльска приглянулась кому-то из советского киноначальства и ее начали усиленно навязывать Рязанову. В противном случае съемки обещали остановить.(Кстати, у Рязанова был вообще другой расклад ролей. Ипполитом должен был стать Андрей Миронов или Олег Басилашвили. Басилашвили сниматься не смог: у него только что умер отец. Зато Миронов сразу загорелся сыграть Женю Лукашина, но Рязанову его пробы не понравились).И Наталья Варлей могла никогда не стать звездой кино, если бы не яркая внешность. Девушку «продали» Леониду Гайдаю… за бутылку коньяка. Режиссер никак не мог найти подходящую актрису на роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы», ради которой можно решиться даже на похищение.Кинопробы прошли около пятисот актрис, но ни одна из них Гайдая не устраивала. По «официальной» версии, Леонид Иович увидел Наталью Варлей в цирке и тут же пригласил на роль. На самом деле до «Кавказской пленницы» молодая циркачка успела «засветиться» на пробах первого фильма («Формула радуги») будущего автора «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Именно Юнгвальд-Хилькевич, большой поклонник циркового искусства, рассмотрел в столичной труппе, приехавшей в Одессу, красивую девушку. И тут же потащил Варлей на съемочную площадку. Однако пробы показали, что Наталья еще очень молода: героиня должна была выглядеть много старше. Роль так и не состоялась. Но когда Юнгвальд-Хилькевич услышал о мытарствах Гайдая, он тут же вспомнил о Варлей: «Пришлите мне бутылку коньяка, и я покажу ее вам!» – заявил он. Гайдай прислал коньяк, и вскоре Варлей начала сниматься в «Кавказской пленнице».К слову, история с похищением невесты показалась абсолютно не смешной Никулину с Моргуновым, к тому же оба считали, что их «троица» поднадоела зрителям. Но картина уже стояла в плане студии, а в те времена план был делом архиважным. Никулина вызвали на партком и буквально приказали сниматься.А вы знаете, что изначально Бывалым в «Самогонщиках» должен был стать Игорь Ильинский (Никулин и Вицин были утверждены сразу же)? Игорь Владимирович отказался от роли, поскольку по сюжету ему предстояло слишком много бегать. Актер Малого театра Иван Любезнов, очень популярный по комедиям 50-60-х годов, после первых же проб, запыхавшись, тоже сказал, что такие перегрузки не для него.Евгения Моргунова в то время еще никто не знал: он снимался преимущественно в эпизодах. Его Гайдаю посоветовал Иван Пырьев.А в фильме того же Гайдая «Двенадцать стульев» исполнителем роли Остапа был утвержден Александр Белявский. Съемки начались неудачно: тарелка, которую по традиции бросают на пол, почему-то не разбилась – очень плохая примета. Но работу все же начали. Потом Гайдай неожиданно решил поменять Белявского на Владимира Высоцкого. Тот сразу согласился.Забавно, но тарелка опять не разбилась. Вскоре у Высоцкого начались очередные «проблемы со здоровьем», и съемки остановились. Начальство потребовало, чтобы были представлены другие кандидаты на роль Остапа. В результате отсмотрели около ста актеров, 23 из них прошли «во второй круг». В их числе Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Валентин Гафт, Николай Губенко, Владимир Басов, Алексей Баталов. Последним в этом списке был мало кому известный тогда Арчил Гомиашвили.Небольшую роль – архивариуса Коробейникова – должен был сыграть Эраст Гарин. Но у него неожиданно случился инфаркт миокарда.Времени на поиски другого исполнителя у группы не было, и тогда Корабейниковым пришлось стать самому Гайдаю. Потом Леонид Иович частенько появлялся в своих картинах в крохотных ролях.У Эльдара Рязанова, похоже, ни одна картина не вышла «по-задуманному». К примеру, Огурцовым в «Карнавальной ночи» режиссер видел Анатолия Папанова. Но уже на пробах Рязанов понял, что ошибся: Папанов, практически не имевший опыта работы в кино, играл излишне театрально. Пришлось заменить его Игорем Ильинским. (Зато роль Чудака в фильме «Человек ниоткуда», к тому моменту уже утвержденную за Ильинским, пришлось отдать: физические нагрузки оказались не по плечу актеру. Роль получил Сергей Юрский, и для него она стала настоящим кинодебютом.) В «Гараже» председателем собрания пайщиков кооператива должен был стать Александр Ширвиндт, но он был в то время очень занят в театре и уступил свою роль Валентину Гафту.Роль Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» писалась в расчете на Юрия Никулина. И актер уже начал готовиться к роли, даже записался на курсы вождения. Но тут его цирк отправили на длительные зарубежные гастроли, и Никулин сниматься не стал. Начальство предложило Рязанову взять на роль Леонида Куравлева. Эльдар Александрович воспротивился: Куравлев простоват для Деточкина. Олег Ефремов, страстно пожелавший сыграть Деточкина, тоже был отвергнут. Чтобы Олегу Николаевичу не было обидно, Рязанов предложил ему роль следователя Подберезовикова (на которого, кстати, первоначально планировал Юрия Яковлева). Иннокентий Смоктуновский же, напротив, долго не соглашался играть благородного угонщика. Уговорили его с большим трудом. А вот когда Смоктуновский отказался сниматься в «Небесах обетованных», Рязанов переубедить его не смог.Мало кому известно о несостоявшемся проекте Эльдара Рязанова «Сирано де Бержерак». Сыграть главную роль имели реальный шанс Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Олег Ефремов и поэт Евгений Евтушенко. Однако фильм так и не был снят.Мы уже намекнули, что не последнюю роль в кинематографе играл и играет «зеленый змий».Снимая картину «Белое солнце пустыни», режиссер Владимир Мотыль утвердил на роль красноармейца Сухова актера Георгия Юматова. Однако перед самыми съемками тот ушел в глубокий запой. В итоге Сухова сыграл Анатолий Кузнецов. С Юматовым такое случалось не впервой. В свое время по той же причине он не сыграл главную роль в фильме «Верьте мне, люди!», герой которого – вор, завязавший со своим прошлым. Тогда вместо него снялся Кирилл Лавров.В 1955 году Юматов должен был играть опять же главную роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Павка Корчагин». И снова «срыв», после которого режиссеры срочно начали искать другого исполнителя. Выбор пал на студента «Щуки» Василия Ланового. Юматов был жутко обижен и много лет с Лановым не разговаривал. Помирились они только через 15 лет, на фильме «Офицеры». А потом даже подружились и снялись вместе еще в нескольких фильмах.Несмотря на то, что зрители обожали артиста Петра Алейникова, в середине 40-х годов многие режиссеры старались избегать работы с ним – он почти спился. По этой причине Алейников не сыграл в картинах «Адмирал Нахимов» и «В квадрате 45».Карьера прекрасного актера Сергея Гурзо, ставшего звездой после «Молодой гвардии», «Смелых людей», «Заставы в горах», во многом оказалась короткой благодаря вредной привычке. В 55-м году писатель Сергей Антонов написал специально для Гурзо сценарий, долго убеждал руководство студии имени Горького, что актер как никто подходит для главной роли. Но в высоких кабинетах все же решили не рисковать. Роль отдали молодому Вячеславу Тихонову, режиссером назначили Станислава Ростоцкого. Через два года фильм «Дело было в Пенькове» стал лидером проката и вошел в анналы советского кино.Приступая к работе над картиной «Романовы. Венценосная семья», Глеб Панфилов захотел, чтобы главную роль сыграл «свежий» актер. И уже было утвердил Андрея Разбаша, одного из руководителей компании «ВиД», который тогда вел на ОРТ «Час пик». Внешнее сходство с Николаем II у Разбаша удивительное, а в гриме и костюме так вообще – одно лицо. Но в последний момент Разбаш из-за занятости на ТВ сниматься отказался.Наталья Гундарева имела все шансы стать учительницей Светланой Афанасьевной в «Большой перемене». Именно ее режиссер Алексей Коренев видел в этой роли. Но ответ Гундаревой был однозначен: «Мне играть учительницу? А ты задницу мою видел?». В результате Светланой Афанасьевной стала актриса Наталья Богунова.Режиссер Леонид Луков хотел, чтобы разбитного балагура и весельчака Ваню Курского в фильме «Большая жизнь» сыграл… Марк Бернес. А Петра Алейникова попробовал просто «ради галочки». Однако обаяние его оказалось так велико, что роль утвердили сразу.[i]Роль Башмачкина в своей экранизации «Шинели» Алексей Баталов предложил Леониду Быкову. Но его не отпустило на съемки в Москву руководство харьковского театра, в котором он тогда служил.Башмачкина сыграл другой Быков – Ролан.[/i]