Архитектура без цензора
— Дипломная работа — звездный час для каждого студента. У него еще не обрублены крылья, он еще не научился «редактировать» свои идеи — мол, этот проект все равно не пройдет, этот не одобрят в Совете, на этот инвесторы не дадут денег… Дипломная работа — это мечта, свободный полет фантазии.— Есть крупные градостроительные работы, например, по реконструкции Красной Пресни. Там целая серия интересных предложений, связанных с будущим Сити — такой, знаете, «сильно 21-й век», на летающей тарелке опустившийся на Пресню. И есть на первый взгляд скромный (но только на первый взгляд!) проект реставрации особняка XVII—XVIII веков, где каждый кирпичик имеет свою ценность. Сегодня вы видите неказистое здание, а познакомившись с проектом, начинаете понимать, какое богатство и какая красота в этом здании скрыты.— Очень многое зависит от того, чей заказ выполняет архитектор — частный или государственный. И вовсе не обязательно модернисты — это молодые архитекторы. Корни современного модерна покоятся в умах разных поколений, в том числе в поколении нынешних 60—70-летних архитекторов.Это поколение было взращено на принципах модернизма и современной архитектуры, для них главное — «быть современным, а не уместным». Идти в ногу со временем, с их точки зрения — это новые материалы, новые технологии, острота решений. Согласен, многие новодельные здания контрастируют с историческим окружением.Сейчас популярны башенки, украшения, кривые линии. Но нынешний постмодерн связан с нашим модерном начала XX века, породившим шедевры московской архитектуры Шехтеля, Кекушева, Зеленко… Я объясняю современные архитектурные искания тем, что наши архитекторы не успели поговорить на этом языке. Был долгий, затяжной период, когда вообще никакой архитектуры как искусства не было. После известного совещания строителей в 1954 году, на котором Никита Сергеевич Хрущев сказал, что архитектура является «камнем на пути прогресса», началась борьба с «архитектурными излишествами», архитектура изгонялась со строек вплоть до 1987 года. Это было время, когда самые «страшные» шести-девяти-двенадцатиэтажные типовые панельные дома внедрялись в историческую среду, разрушая ее.— Сегодня другая беда. Когда появились заказы, деньги, когда утвердить любой проект стало нетрудно, началось потакание вкусам заказчиков. Потакание проявляется во всех этих безвкусных загородных виллах, домиках, напоминающих Диснейлэнд, в городских башенках и т. п. Но в то же время в Москве появляются прекрасные современные здания, великолепно вписывающиеся в историческую среду, построенные по новым технологиям. Например, здание, принадлежащее МПС, на Красносельской улице. Замечательные здания построены на Остоженке, в Дегтярном переулке… Вообще архитектура Москвы будет развиваться как полистильная. Архитектурная среда должна быть разнообразной. Важно лишь, чтобы тот или иной проект архитектурно соответствовал конкретному месту в городе… — Специально «скупо рассказал». У нас в институте открыта выставка дипломных проектов выпускников 2000 года — чтобы и студентам помочь определиться в своих предпочтениях, и познакомить москвичей с возможным будущим нашего города. Мне хочется, чтобы ваши читатели сами оценили талант и воображение молодых архитекторов.