Кинопоклон «поколению цветов» - мюзикл «Через Вселенную»
ДЖУЛИ ТЭЙМОР ПОПЫТАЛАСЬ РЕАНИМИРОВАТЬ МУЗЫКУ И ИДЕАЛЫ 60-х Психоделический мюзикл «Через Вселенную» вышел в США в день рождения Леннона. И вот теперь подарок мировой армии битломанов дошел до нас. 131-минутный кинопоклон «поколению цветов», героям нетленных 60-х, получился одновременно и трогательным, и старомодным, и забавным. Ахтунг! Сначала предупреждение. На картину не советую ходить в трех случаях. Первый – вы не любите музыку и не признаете в принципе мюзикл как жанр. Второй – вам не нравятся «Битлы». Третий – вы не знаете английского (хотя бы в рамках школьного курса). Все тогда вас будет очень раздражать, поверьте… Потому что там главное не люди, а песни. Они рассказывают истории. А люди, которые их исполняют, выступают в роли статистов. Их появление в кадре, в общем-то, не обязательно. Ведь звучат такие хиты, как Hey Jude, Revolution, I want to Hold Your Hand, Strawberry Fields Forever, All You Need is Love – всего 33 бессмертные мелодии. Они, по словам режиссера, «выполняют функцию и либретто, и арий, и внутренних монологов героев». Надо сказать, «Через Вселенную» не дебют Тэймор в жанре мюзикла. На Бродвее давно идет ее «Король Лев» и другие музыкальные спектакли. А ее картина «Фрида» получила не так давно два «Оскара». Но все-таки чтобы подстраховаться, Теймор пригласила на помощь Пола Маккартни и Йоко Оно. Вместе они попытались выразить свою ностальгию по эпохе 60-х – свободе без границ, року без пошлости и бизнеса, наркотикам без боли и страдания (еще один миф фильма). Слащавая любовная история: ливерпульский докер красавчик Джуд (Джим Стерджесс) ищет отца-беглеца в Америке, а находит новых друзей и любовь (в роли Люси – Эван Рэйчел Вуд) – выступает как иллюстрация к музыкальному фону. Если вы не будете вздрагивать каждый раз, когда вместо членораздельной речи из уст героев будут литься звуки известных песен, то вас не смутит и появление таких ходульных персонажей, как сексапильная, хотя и уже хорошо пожившая Сэйди (привет Дженис Джоплин!), а еще мистер Кайт и Доктор Роберт (камео Боно – вокалиста из U2). Кстати, увидим мы тут и Джо Кокера в образе ньюйоркского бомжа в метро, завывающего Come Together, и Сальму Хайек в пяти клонах медсестры. Целый букет камео. А еще – верная примета 60-х – антивоенные демонстрации на улицах Нью-Йорка, мятеж в Детройте, хиппи, марихуана, безумные гуруи прочий джаз. Социальная активность Люси заставит ее метаться между любимым и антивоенным активистом, которому Джуд будет порываться начистить репу и к которому она будет регулярно уходить. Одна из удачных фишек – дядя Сэм на плакате в военкомате, хватающий брата Люси Макса (Джо Андерсон) за шкирку и швыряющий под колеса военной машины прямиком во Вьетнам – причем под звуки I want You! И не поможет тому трусливое признание «Я гей с пацифистскими взглядами и с плоскостопием». Еще один яркий образ – ягоды алой клубники, превращающиеся в кровоточащие раны, конечно же, под Strawberry Field Forever. Очень наглядно показан и «полет» героев с помощью «травки» – и автобус, на котором они пересекают Америку, и мир вокруг расцветает приятными кислотными цветами… В общем, это не мир богатых и бедных. Это мир духовных искателей и обывателей, поющих и молчащих, курящих траву и пьющих кока-колу. На песнях еще не научились зарабатывать миллионы, «травку» еще не поменяли на героин, СПИД еще не начал свой сенокос, и поэтому в сказке все закончится хорошо. Макс вернется из Вьетнама, а Джуд – из трансатлантической депортации в Ливерпуль. И друзья-подруги соединятся на крыше в импровизированном концерте. Мораль сей басни? Ее нет. Было хорошо – и сплыло. Идеалы 60-х, как восставшие мертвецы, напомнят о месте, куда ходить не надо. И песнях, в которых ярость протеста, боль и тоска, загадочным образом трансформировались в слезливую сентиментальность. Вот почему знаменитая композиция All You Need Is Lovе в финале музыкальной истории похожа на жалобный предсмертный писк кузнечика под сапогом Дяди Сэма.