Зефир погубил Гиацинта на чеховской даче

Развлечения

У Вольфганга Амадея был папа Леопольд, довольно известный композитор, блестящий педагог и еще более удачливый менеджер. Желая своему умненькому сыну славы и денег, он провез его по всем европейским дворам (юный Моцарт аккомпанировал, например, английской королеве) и усиленно готовил к созданию опер – верному пути к успеху и признанию. И вот Моцарт в десять лет пишет речитативы и арии для двора своего государя — Зальцбургского епископа, а в одиннадцать – для епископа же – «Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта», латинскую комедию в популярном тогда жанре «зингшпиль» (немецкая версия итальянской оперы-буффа, соединяющая пение с разговорными диалогами).Наверное, все-таки к опере приложил руку и папа Леопольд, поскольку в музыке – и в форме, и в инструментовке — напрочь отсутствуют признаки дилетантизма. Все отлично поется и хорошо звучит. Да, конечно, до великолепных «Дон-Жуана», «Женитьбы Фигаро» и «Волшебной флейты» еще далеко, но включить эту детскую, наивную, малоизвестную широкой публике оперу в современный репертуар? А почему бы и нет? Кроме того, «Аполлон и Гиацинт» — хороший полигон для молодых исполнителей: действие длится всего 45 минут, мелодии прелестны, разговорные включения — в «высоком штиле» a la наши российские классицисты Княжнин, Сумароков или Озеров — дают возможность поупражняться в драматическом искусстве. Правда, в нынешней постановке в разных составах поют и Каста-дивы «Геликона»: Марина Андреева, Елена Качура, Екатерина Облезова, Татьяна Куинджи. Но на премьере состав был чуть менее звездным. Сказалось это как раз не на музыкальной части. Актерам не хватило легкости, отстраненности и улыбки в произнесении текстов о том, как Бог западного ветра Зефир, влюбившись в Гиацинта — сына Эбуласа, царя Спарты – попытался отбить его у Аполлона (гомосексуальный мотив налицо – но в античные времена такое было нормой). Когда фокус не удался, коварный Зефир все-таки погубил Гиацинта, да еще руками же влюбленного Аполлона.Больше того, Зефир решил жениться на Мелии, сестре Гиацинта. Вот какие страсти! Правда, все кончилось, как говорится, полнейшим хеппи-эндом.Страстиэти – по придумке неизменно изобретательного Дмитрия Бертмана – разыгрываются как бы актерами-любителями в чеховские времена, в летнюю пору на даче. Эдакие четыре Нины Заречные в длинных платьях начала века и соответствующих шляпках (Анна Гречишкина – Мелия, Вера Кононова – Гиацинт, Светлана Российская – Аполлон, Виктория Лямина – Зефир), а с ними то ли дядя Ваня, то ли Гаев — в сюртуке с аннинским крестом в петлице (Алексей Косарев – Эбулас)…В таком контексте простительно, что играют они, как и положено любителям. Зато поют – прекрасно. Прелестно высокое сопрано Анны Гречишкиной. Удачны все многоголосные ансамблевые эпизоды. А низкое, приближающееся к контральто меццо Зефира (Виктории Ляминой) искупает все грехи этого персонажа. Тем более что десерт — гастрономическое сопровождение постановки (спектакль играется в оперном кафе «Геликона») – оказался тоже зефиром. Свежайшим. С бокалом красного вина.

amp-next-page separator