Век московских пробок будет недолог?
ВЫСТУПАЯ на совещании по вопросам финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог, председатель правительства РФ Владимир Путин резко раскритиковал ситуацию, сложившуюся в отрасли. Главным моментом в речи премьера стало требование к правительству выработать позицию по вопросу создания федерального и региональных дорожных фондов.Хорошо известно, что с выполнением указаний премьера в российском правительстве медлить не принято.Буквально через день министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что бюджетный фонд для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог может быть создан уже в 2011 году. По сути, это решение означает возрождение дорожных фондов, опрометчиво отмененных в начале 2000-х.Напомним, федеральный дорожный фонд, формируемый за счет налоговых поступлений, был ликвидирован 1 января 2001 года. После этого в течение нескольких лет были отменены и региональные дорожные фонды. Подобное решение негативным образом сказалось на дорожном строительстве, финансирование которого все последние годы осуществлялось по остаточному принципу.В числе наиболее активных сторонников возвращения дорожных фондов выступал мэр Москвы. Кому, как не столичному градоначальнику, с самого начала было понятно, что создание дорожных сетей XXI века требует стабильного финансирования. И если Москва еще находила средства на модернизацию транспортной сети, то в большинстве регионов дорожное хозяйство пришло в упадок. В конце 2008 года, выступая в программе «Познер», Юрий Лужков посетовал: «Если бы не ликвидировали дорожный фонд, то строительство Четвертого транспортного кольца можно было бы осуществить раньше, и обошлось бы оно в 6–8 раз дешевле». Теперь решено: дорожные фонды, пусть и в несколько измененном виде, будут возвращены.Несмотря на экономический кризис, количество автомобилей на столичных улицах продолжает расти и на сегодняшний день приближается к 3 миллионам. Только благодаря непрекращающемуся дорожному строительству улицы столицы до сих пор не превратились в одну огромную пробку.В начале 90-х было принято решение начать комплексную модернизацию существующей дорожной сети с адаптацией ее к современным условиям. Первым шагом, подтвердившим правильность взятого курса, стала реконструкция МКАД. В итоге столичным властям удалось на несколько лет отодвинуть угрозу транспортного коллапса. В следующий раз ее снова «подвинули» после введения в эксплуатацию Третьего транспортного кольца. Впрочем, городские власти не намерены постоянно отодвигать возможные угрозы. Главной их целью является полная ликвидация возможности возникновения транспортного коллапса.Базовым моментом московской транспортной стратегии является строительство новых и модернизация имеющихся радиальных магистралей. В большинстве случаев они должны превратиться в многополосные бессветофорные трассы. Все они будут прочно связаны между собой четырьмя транспортными кольцами и двумя хордами (рокадами) – Южной и Северной. Помимо обеспечения переходов между радиальными магистралями, кольца и рокады обеспечивают межрайонные транспортные связи.Типичным примером строительства и модернизации радиальных трасс являются проекты «Большая Ленинградка» и Звенигородский проспект.Сегодня работа на этих магистралях еще не закончена, и движение по ним осуществляется по временной схеме.Истинный потенциал новой транспортной системы в полной мере раскроется только по окончании работ и отладки системы организации движения.К примеру, сегодня в рамках проекта «Большая Ленинградка» ведется монтаж дополнительного пролета моста через Канал имени Москвы. Окончание этих работ позволит расширить переправу и ликвидировать последнее узкое место на трассе.Что касается рокад, то Южная рокада протянется с запада на юго-восток Москвы от Рублевского шоссе до района Капотня. Участок в районе Борисовских прудов она пройдет в глубоком туннеле. Северная рокада протянется с северо-запада на восток от начала новой трассы Москва–Санкт-Петербург до магистрали Москва–Ногинск.Рокада проляжет вдоль полотна Октябрьской железной дороги. Далее, через туннели и эстакады, выйдет к улице Академика Королева, через тоннель под Преображенской площадью подойдет к шоссе Энтузиастов и, пройдя через Кожухово, перейдет в дорогу Москва–Ногинск.Таким образом, говорить о том, что победить московские пробки невозможно, по меньшей мере преждевременно.Более того, похоже, век московских пробок будет недолог. И воссоздание дорожных фондов, без сомнения, будет способствовать этому.