Триумвират триумфаторов
Живущий последние годы в Берлине эстонец Арво Пярт, писавший некогда новаторские жесткие и гневные произведения, пришел к началу 70-х годов к диаметрально противоположной манере, названной им самим «бегством в добровольную бедность».«Cantus» памяти английского композитора Бенджамена Бриттена (плач, пропетый голосами струнных инструментов в сопровождении ударов погребального колокола) и одно из наиболее известных сочинений композитора – «Fratres» в версии для скрипки соло (играла Елена Ревич), струнных и ударных – прозвучали негромко, в нежнейших мерцаниях звука. «Монолог» для альта и струнного оркестра Альфреда Шнитке вот уже много лет входит в репертуар Башмета.Второе отделение – «Стикс» живущего в Европе грузинского автора Гии Канчели. Род получасовой одночастной симфонии для оркестра (Государственный симфонический оркестр России), хора (Камерный хор консерватории Бориса Тевлина) и солирующего альта (Башмет). «Стикс» неспешен, нетороплив, есть взрывные эпизоды, но они тут же «остывают», острую динамику сменяет статика. Оркестр, которым талантливо дирижирует петербуржец Александр Сладковский, умело создает объемы, звуковое пространство, в котором размещает свои таинственные «блики» башметовский альт…Философская основа «Стикса» очевидна: противопоставление вечного (природа, народные мелодии, образы древней архитектуры Грузии) и преходящего (жесткие катастрофические кульминации).Полуторатысячная аудитория Большого зала внимала музыкантам почти вдохновенно.