Доходна земля московская...
В НАЧАЛЕ ХХ века Москва стала бурно разрастаться, прибавляя не только в народонаселении, но и по площади.Около ста лет назад в пределы городской черты вошли многие земли, расположенные за Камер-Коллежским валом, многолетней административной границей Москвы.В самом городе активно застраивались пустыри, прокладывались новые улицы, а целые кварталы малоэтажных (почти деревенских) домов уступали место если не небоскребам, то все-таки многоэтажным «доходным» зданиям.Ото всей этой строительной суеты город имел свой твердый доход: земля приобреталась владельцами, получалась ими в аренду, а на вырученные деньги Москва менялась, получала современные (по тем временам) блага цивилизации...Нужно признать, что тогдашняя Городская дума весьма рачительно распоряжалась имевшимися в муниципальной собственности землей и имуществом.Земельные участки, бывшие собственностью города, долгие десятилетия толком не использовавшиеся и требовавшие больших затрат на поддержание их в порядке, стали приносить доход.В бытность городским головой предприимчивого Н. И. Гучкова Сокольническое поле, находящееся почти полтора века в собственности города, было разбито более чем на сотню участков, отданных под строительство жилых домов и складов. Город же снабдил новый городской район мощеными дорогами, после чего рентабельность каждой квадратной десятины земли возросла чуть ли не в тысячу раз!Можно сколько угодно сожалеть об исчезнувшем с карты Москвы знаменитом Красном пруде, но только уйдя в прошлое, он начал приносить городу изрядные доходы.Пруд этот, находившийся рядом с Николаевским (ныне Ленинградским) вокзалом, на протяжении XIX века превратился постепенно в огромную сточную яму, и его решено было засыпать. Бремя земляных работ город с себя достаточно ловко снял, разрешив бесплатно сваливать в него строительный мусор и землю. Известно, что наши застройщики обожают сваливать разный хлам в самых неожиданных местах, а тут такой подарок! И большой пруд довольно быстро превратился в самую настоящую сушу, которая уже сама по себе стоила денег.Но прежде чем пустить эту территорию в дело, город основательно ее облагородил: проложил дороги, замостил и даже заасфальтировал тротуары. А по части новоявленной суши были проложены рельсы железной дороги. Возникший к этому времени огромный транспортный узел – три вокзала по соседству! – сделал аренду этой территории весьма выгодной.Десять лет шли подготовительные работы, стоившие Москве около 30 тысяч рублей. А ровно сто лет назад, когда вся эта территория была застроена складами и прочими привокзальными сооружениями, город начал получать дивиденды.Все расходы окупились меньше, чем за год! Не все в то время были довольны такими «преобразованиями» города. «Городская дума одним росчерком пера лишила наш город такой природной достопримечательности, какой был Красный пруд, – писала в начале ХХ века одна из городских газет. – А что будет, если кому-то из чиновников придет в голову засыпать, к примеру, Черное море? Дескать, так оно больше доходов казне принесет!..» Да и во сколько еще обойдется это самое «благоустройство»?..»Впрочем, город в те времена умел считать деньги, но никогда не скупился на вложения в проекты, которые должны были принести прибыль. Решив в начале ХХ века «пустить в оборот» огромное по территории Ходынское поле, городские власти столкнулись с тем, что желающих заниматься в этих местах строительством и даже устройством складских помещений не так уж много.И цена аренды земли была по этой причине весьма низкой. И тогда Ходынское поле решено было благоустроить, подвести железнодорожные пути, проложить и замостить дороги, проложить водопровод, канализацию, озеленить часть территории.Денег на этот масштабный проект требовалось много, а их, как всегда, не хватало. И тогда решено было выпустить облигации специального городского займа на сумму три миллиона рублей.Нашлись деньги, нашлись подрядчики, огромный район постепенно становился не только благоустроенным, но и весьма престижным. А в городскую казну потекли денежки за аренду отвоеванных у свалок и сорных оврагов земель...Конечно, продать или сдать в аренду на 49 лет городскую землю можно только один раз. Во всяком случае, при нахождении у власти одного поколения администраторов. Этим нельзя обеспечить долгое безбедное существование для такого города, как Москва. Но ведь не одними муниципальными землями богата Москва.И, как показывает опыт столетней давности, это московские власти понимали... В собственности Москвы находился самый современный по тем временам общественный транспорт – трамвай, многие муниципальные предприятия и прочая недвижимость.На нужды города жертвовали свои капиталы многие видные предприниматели. И деньги эти «работали» на нужды города, никогда, как правило, не оседая в чьих-то карманах...