Развлечься можно, заработать – нет

Развлечения

Теоретически ярмарка – это там, где торгуют прекрасным. Выбрать вообще-то есть из чего – в ЦДХ представилиработы своих художников и галереи, давно занимающиеся актуальным художественным процессом («Айдан», Гельмана, «Крокин», ХL), и дебютанты (вроде «259»). Однако покупают понравившееся искусство чаще не на ярмарочном стенде, а непосредственно в галерее. Так что «коммерческая» «Арт-Москва» – не лучший способ обогащения: пока организаторы работают себе в убыток.Собственно, и для галерей современного искусства, и для его ярмарок во всем мире это нормально – по крайней мере, первые десять лет на большее можно не рассчитывать.А кроме того, коллекционеров современного искусства у нас так мало, что их холят и лелеют. Придуман даже специальный раздел ярмарки – «Современное искусство частных коллекций». На этот раз он представлен вполне традиционной живописью из собраний Пьера Броше, Алены Дитерихс, Татьяны ПанченкоКолоссовской и Умара Джабраилова.Современное искусство на «Арт-Москве-2002» вообще выглядит благообразно, и это не укор и не издевка. Никаких маргинальных экстремистов, можно рекомендовать для просмотра детям до 16. Даже провокатор Арсен Савадов на этот раз представлен живописью. Даже художник Гарик Виноградов, который в прошлом году услаждал взоры публики демонстрацией своего обнаженного тела, на этот раз промелькнул в черном. Даже шутки-междусобойчики у художников получаются изящными (если вы увидите на растяжках имена «Николай Молок» или «Екатерина Деготь», то знайте, что это галерея «Эскейп» решила польстить лучшим отечественным арт-критикам).Едва ли не единственный радикальный жест на ярмарке – это инсталляция латвийского художника Олегса Тиллбергса (перманентно продолжающемуся возрождению контактов с Прибалтикой организаторы ярмарки радовались на пресс-конференции). Тиллбергс измазал большую стенку вонючим охристым клеем, и многозначительная стена благоухала весь вечер. Благоухание доносилось и до эстетского стенда галереи «Ковчег», и до китайской экспозиции «Бунтующие тела».В ярмарке участвует венский галерист Ханс Кноль, который привез в Москву свою программу «Белые флаги». Пройдут традиционные коллоквиумы. В числе некоммерческих проектов показывают фильм Моны Хатум – феминистки из Бейрута, живущей в Лондоне. Похоже, сверхсовременная звезда Востока, взошедшая на Западе, – непременный козырь ярмарки: на прошлой «Арт-Москве» показывали работы иранки Ширин Нешат (биографии и «звездность» художниц схожи).Еще на «Арт-Москву-2002» ждали французов – а те не приехали.

amp-next-page separator