Какие напитки могут исчезнуть из-за климатических изменений и чем их заменят
Сюжет:
Эксклюзивы ВМУченые бьют тревогу: из-за климатических изменений в ближайшем будущем мы рискуем остаться без кофе, шоколада и вина. Какие продукты заменят «исчезающие» напитки, выясняла «Вечерняя Москва».
Исследование, проведенное командой Университета штата Колорадо, показало, что кофейные и какао-бобы, а также важнейшие сорта винограда оказались под угрозой. Температура на планете неумолимо растет, и сегодня уже на 1,2 градуса теплее, чем в доиндустриальные времена. Если она поднимется еще выше, то жара и сопутствующие ей ливни уничтожат капризные культуры.
По словам Татьяны Солдатовой, руководителя FMCG-практики (от англ. fast moving consumer goods — товары повседневного спроса. — «ВМ») в коммуникационном агентстве, уже сейчас цены на кофе выросли на 40% из-за засухи и нестабильных осадков в Бразилии и Вьетнаме.
— Урожайность арабики может сократиться на 50% к 2050 году, — прогнозирует Татьяна Солдатова. — Аналогично и производство какао в Западной Африке, где собирают 70% мирового урожая, рискует потерять треть площадей из-за жары и вредителей. Это уже привело к росту цен на шоколад на 20–30% в этом году. То же происходит и с вином: в Европе и Южной Америке засухи сократили урожай на 15–25%, делая премиальные сорта дефицитными.
С одной стороны, казалось бы, шоколад — не хлеб, спокойно можно прожить и без него. Но с другой — кофе, какао и виноград относятся к так называемым люксовым культурам, которые выращиваются не для базовых нужд, а для «статусного потребления». Это не просто продукты, а культурные символы: утренний кофе, вечерний чай с шоколадкой и праздничный бокал вина — социальные ритуалы, которые закрепились почти в каждой стране. К сожалению, несмотря на усилия агрономов, сегодня нет никаких гарантий, что 2050 год мы встретим с традиционным бокалом шампанского.
Впрочем, не шампанским единым, как говорится, жив человек. Все дело в том, что для нас важен не столько сам продукт, сколько привычка и ее эмоциональная составляющая, уверена Татьяна Солдатова.
— Вино — это про традицию собираться вместе и отмечать значимое событие, — поясняет она. — Но вина делают не только на основе винограда: например, в азиатской традиции существует сливовое и рисовое вино, а представители некоторых северных народов делают вина на основе ягод вроде крыжовника и вишни. Поэтому утрата этих продуктов — не конец ритуалов, а возможность для маркетинга переосмыслить привычки. Кофе можно заменить на альтернативные варианты вроде матчи или чиа-латте из Азии. А для чаепития прекрасно подойдут травяные настои вроде иван-чая: некоторые бренды уже продвигают его как «утренний экоритуал». Под шоколад легко адаптировать фруктовые пасты или ореховые спреды.
Эксперты уверены, что мы спокойно проживем без классики, тем более что сегодня в тренде адаптивное потребление: согласно опросам, 60% зумеров готовы к заменам ради экологии. А для агрономов и производителей продуктов питания климатический вызов может стать прекрасным поводом для инноваций на основе локальных ингредиентов и богатой культурной традиции России.
Евгений Сумароков, экономист:
— Потребители могут столкнуться с таким явлением, как шринкфляция, или уменьшение размера продукта. Продавец взимает ту же или более высокую цену за меньший продукт. Шринкфляцию придумали производители: они боятся повышать цену на свой товар, так как он станет менее привлекательным для потребителя.
Кстати
Глобальное потепление сопровождается изменением характера осадков: атмосфера, насыщенная влагой, создает экстремальные периоды дождей и наводнений, чередующиеся с засухой. Растения не успевают адаптироваться к новым условиям.
Бататовое пюре вместо картофельного
Первыми под удар глобального потепления попадают культуры, требующие стабильного прохладного климата и большого количества воды. В зоне высокого риска оказывается картофель. При повышении температуры его клубни перестают формироваться, а жара провоцирует распространение болезней. Аналогичная участь грозит многим сортам пшеницы, особенно озимой, которая страдает от бесснежных зим и весенних заморозков. Рис, являющийся основой питания для миллиардов людей, крайне уязвим к засухам и засолению почв из-за подъема уровня моря в дельтах рек.
Однако на смену исчезающим культурам придут новые, более устойчивые к жаре и засухе. Уже сегодня набирают популярность сорго и просо — злаки, требующие минимума воды и прекрасно переносящие высокие температуры.
Амарант и киноа, известные как псевдозерновые, обладают высокой питательной ценностью и выдающейся стрессоустойчивостью.
В более теплых и влажных регионах станет возможным выращивание батата (сладкого картофеля), манго и авокадо там, где раньше о них не могли и мечтать. Сельское хозяйство будет постепенно трансформироваться, адаптируясь к изменяющимся условиям среды.
По словам агротехнологов и инженеров, в ближайшие годы увеличится роль аквапоники и гидропоники, позволяющих выращивать растения без почвы в контролируемых условиях. Эти технологии уже используются в столичных и подмосковных хозяйствах. Широкое распространение получат засухоустойчивые ГМО-сорта и технологии точного земледелия, экономящие воду и удобрения.
Фермерам придется учиться работать с новыми для себя культурами, менять сроки посева и уборки, активно использовать агролесоводство и почвопокровные растения для сохранения влаги.
Тем временем депутаты обсуждают введение в России ограничения на реализацию «продукции, имитирующей алкоголь» среди несовершеннолетних. Что за напитки подразумеваются под этим понятием и почему их продажу среди детей необходимо ограничить, разбиралась «Вечерняя Москва».
Минздрав предупреждает: употребление алкоголя вредит вашему здоровью.