Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Какие напитки могут исчезнуть из-за климатических изменений и чем их заменят

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Старший бариста Анастасия Мочалова работает в кофейне на Сретенском бульваре
Старший бариста Анастасия Мочалова работает в кофейне на Сретенском бульваре / Фото: Мария Хапцова / Вечерняя Москва

Ученые бьют тревогу: из-за климатических изменений в ближайшем будущем мы рискуем остаться без кофе, шоколада и вина. Какие продукты заменят «исчезающие» напитки, выясняла «Вечерняя Москва».

Исследование, проведенное командой Университета штата Колорадо, показало, что кофейные и какао-бобы, а также важнейшие сорта винограда оказались под угрозой. Температура на планете неумолимо растет, и сегодня уже на 1,2 градуса теплее, чем в доиндустриальные времена. Если она поднимется еще выше, то жара и сопутствующие ей ливни уничтожат капризные культуры.

По словам Татьяны Солдатовой, руководителя FMCG-практики (от англ. fast moving consumer goods — товары повседневного спроса. — «ВМ») в коммуникационном агентстве, уже сейчас цены на кофе выросли на 40% из-за засухи и нестабильных осадков в Бразилии и Вьетнаме.

— Урожайность арабики может сократиться на 50% к 2050 году, — прогнозирует Татьяна Солдатова. — Аналогично и производство какао в Западной Африке, где собирают 70% мирового урожая, рискует потерять треть площадей из-за жары и вредителей. Это уже привело к росту цен на шоколад на 20–30% в этом году. То же происходит и с вином: в Европе и Южной Америке засухи сократили урожай на 15–25%, делая премиальные сорта дефицитными.

С одной стороны, казалось бы, шоколад — не хлеб, спокойно можно прожить и без него. Но с другой — кофе, какао и виноград относятся к так называемым люксовым культурам, которые выращиваются не для базовых нужд, а для «статусного потребления». Это не просто продукты, а культурные символы: утренний кофе, вечерний чай с шоколадкой и праздничный бокал вина — социальные ритуалы, которые закрепились почти в каждой стране. К сожалению, несмотря на усилия агрономов, сегодня нет никаких гарантий, что 2050 год мы встретим с традиционным бокалом шампанского.

Впрочем, не шампанским единым, как говорится, жив человек. Все дело в том, что для нас важен не столько сам продукт, сколько привычка и ее эмоциональная составляющая, уверена Татьяна Солдатова.

— Вино — это про традицию собираться вместе и отмечать значимое событие, — поясняет она. — Но вина делают не только на основе винограда: например, в азиатской традиции существует сливовое и рисовое вино, а представители некоторых северных народов делают вина на основе ягод вроде крыжовника и вишни. Поэтому утрата этих продуктов — не конец ритуалов, а возможность для маркетинга переосмыслить привычки. Кофе можно заменить на альтернативные варианты вроде матчи или чиа-латте из Азии. А для чаепития прекрасно подойдут травяные настои вроде иван-чая: некоторые бренды уже продвигают его как «утренний экоритуал». Под шоколад легко адаптировать фруктовые пасты или ореховые спреды.

Эксперты уверены, что мы спокойно проживем без классики, тем более что сегодня в тренде адаптивное потребление: согласно опросам, 60% зумеров готовы к заменам ради экологии. А для агрономов и производителей продуктов питания климатический вызов может стать прекрасным поводом для инноваций на основе локальных ингредиентов и богатой культурной традиции России.

Евгений Сумароков, экономист:

— Потребители могут столкнуться с таким явлением, как шринкфляция, или уменьшение размера продукта. Продавец взимает ту же или более высокую цену за меньший продукт. Шринкфляцию придумали производители: они боятся повышать цену на свой товар, так как он станет менее привлекательным для потребителя.

Кстати

Глобальное потепление сопровождается изменением характера осадков: атмосфера, насыщенная влагой, создает экстремальные периоды дождей и наводнений, чередующиеся с засухой. Растения не успевают адаптироваться к новым условиям.

Бататовое пюре вместо картофельного

Первыми под удар глобального потепления попадают культуры, требующие стабильного прохладного климата и большого количества воды. В зоне высокого риска оказывается картофель. При повышении температуры его клубни перестают формироваться, а жара провоцирует распространение болезней. Аналогичная участь грозит многим сортам пшеницы, особенно озимой, которая страдает от бесснежных зим и весенних заморозков. Рис, являющийся основой питания для миллиардов людей, крайне уязвим к засухам и засолению почв из-за подъема уровня моря в дельтах рек.

Однако на смену исчезающим культурам придут новые, более устойчивые к жаре и засухе. Уже сегодня набирают популярность сорго и просо — злаки, требующие минимума воды и прекрасно переносящие высокие температуры.

Амарант и киноа, известные как псевдозерновые, обладают высокой питательной ценностью и выдающейся стрессоустойчивостью.

В более теплых и влажных регионах станет возможным выращивание батата (сладкого картофеля), манго и авокадо там, где раньше о них не могли и мечтать. Сельское хозяйство будет постепенно трансформироваться, адаптируясь к изменяющимся условиям среды.

По словам агротехнологов и инженеров, в ближайшие годы увеличится роль аквапоники и гидропоники, позволяющих выращивать растения без почвы в контролируемых условиях. Эти технологии уже используются в столичных и подмосковных хозяйствах. Широкое распространение получат засухоустойчивые ГМО-сорта и технологии точного земледелия, экономящие воду и удобрения.

Фермерам придется учиться работать с новыми для себя культурами, менять сроки посева и уборки, активно использовать агролесоводство и почвопокровные растения для сохранения влаги.

Тем временем депутаты обсуждают введение в России ограничения на реализацию «продукции, имитирующей алкоголь» среди несовершеннолетних. Что за напитки подразумеваются под этим понятием и почему их продажу среди детей необходимо ограничить, разбиралась «Вечерняя Москва».

Минздрав предупреждает: употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.