Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Николай Цискаридзе: Я знаю, в чем секрет «Щелкунчика»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Николай Цискаридзе: Я знаю, в чем секрет «Щелкунчика»
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

18 и 19 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца состоятся показы балета-феерии «Щелкунчик» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Ректор учебного заведения, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказал об особенностях спектакля и о своей новой книге «Мозаика. Балет. Щелкунчик», написанной в соавторстве с историком балета Ириной Дешковой.

Балет «Щелкунчик» Петра Чайковского стал символом не только русского балета, но и Нового года — в преддверии праздника билеты на постановки разлетаются за несколько часов. Тем не менее ежегодно обсуждают не только заоблачные цены на билеты, а также и то, почему именно этот балет стал главным подарком для театралов в зимнюю пору.

— Николай Максимович, почему теперь «Щелкунчик» пользуется такой бешеной популярностью?

— Попасть на этот балет в Большой театр всегда было сложно, но почему началось такое сумасшествие сейчас... Наверное, что-то помогло его разглядеть, что теперь без «Щелкунчика» не жить.

— Сейчас у нас есть возможность увидеть в Москве версию воспитанников Академии Русского балета...

— Да. Наше учебное заведение вошло в программу «Приоритет-2030» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Этот спектакль идет с 1934 года на сцене Мариинского театра, он был поставлен для детей, и его танцевала только наша школа. В 1980-х, когда начались гастроли, его стали исполнять и артисты Мариинки. И если мы серьезно посмотрим, как сейчас во всем мире танцуют этот балет Чайковского, то убедимся, что все версии — это калька с того, что было сделано в 1934 году, и в том, что началось такое сумасшествие мировое из-за «Щелкунчика», отчасти «виноваты» два наших выпускника: Василий Вайнонен и Георгий Баланчивадзе. Они оба сделали постановку по мотивам спектакля, в котором участвовали в детстве. Коммерческий успех был такой, что началась эпидемия любви к этому балету, которая уже, мне кажется, никогда не остановится. И когда начался бум разговоров об отмене русской культуры на Западе, я говорил: «Давайте доживем до Рождества, и «Щелкунчик» будет везде».

— Артисты не устают от него?

— Конечно, хотя музыка бесподобно прекрасна, для танцовщиков она иногда становится своеобразной мукой. Я долго исполнял этот спектакль, больше всех версию Григоровича (только на сцене Большого театра артист станцевал его 101 раз, не считая гастролей. — «ВМ»), и за это время у артистов вырабатывается четкий ритм, все рассчитано до минуты. Сколько лет прошло — на определенные такты музыки мой организм реагирует весьма необычно, как у собачки Павлова.

— На сцену выходят дети, как это изначально задумывалось. Как относитесь к тому, что «Щелкунчика» часто исполняют и взрослые артисты?

— Я, честно говоря, на даю этому оценки. Но сейчас на сцене не осталось места для чуда и волшебства. Я помню свои детские впечатления, и хотя этот балет танцевали взрослые артисты, мне казалось, что на сцене происходит волшебство. И я понимаю, что если бы не было этого впечатления, мое детское сознание никогда бы не сподвигло меня пойти в эту профессию. Артисты работали совершенно фантастически, и по сей день мне кажется, что никто лучше них не танцевал.

А сейчас в этих спектаклях танцует наше «завтра» — уже скоро все они поступят в театры, артисты быстро взрослеют.

— Как юные исполнители готовятся к выступлению?

— Очень тяжело. И, увы, я вынужден признать, что уровень человеческой природы сильно деградирует. За те 12 лет, которые я занимаюсь образованием, вижу, что все это идет в какую-то чудовищную сторону. Алиса Фрейндлих, когда я ей пожаловался на это, сказала мне такую фразу: «У природы сейчас выдох». К сожалению, это так, и мы прикладываем колоссальные усилия, чтобы не опускать планку. Но хороший педагог очень зависит от ученика. К сожалению, много факторов, от экологии до появления гаджетов, изменило очень многое в структуре мозга человека. А балет — это не только ноги и руки, но еще и мозг.

— Цены на билеты начинаются от полутора тысяч, несмотря на ажиотаж...

— Даже когда я был маленький, мама чаще меня водила в Кремлевский дворец съездов — билеты были доступнее и дешевле, чем в Большой театр. Тогда самый дорогой билет стоил 3 рубля 20 копеек, и это считалось уже приличным. А когда ты видишь, за сколько теперь билеты продают спекулянты... Я понимаю руководителей театров, которые изначально ставят высокую цену, чтобы бороться с этим явлением. Театры не виноваты, они просто хотят, чтобы эти деньги хоть как-то доходили к ним, а не оставались у спекулянтов. Но я всегда говорил о том, что искусство существует для народа, и государство должно контролировать уровень цен и то, чтобы деньги поступали в театр на зарплаты артистам и будущие постановки.

— Вы стали соавтором книги о балете, которая вышла совсем недавно. Кто целевая аудитория издания?

— Она написана для тех людей, кто хочет больше узнать о том, что такое театр — из чего он состоит, как строится спектакль на примере «Щелкунчика». Но увидев сегодня разлетевшуюся по новостным каналам фотографию, где женщина вызывающе лежит на бортике в зрительном зале Большого театра, я понял, что этот труд в обязательном порядке стоило бы прочитать всем, потому что там написано, как нужно себя вести в театрах. Если доходит до того, что ради эффектной фотографии люди ложатся на бортик, то, конечно, это уже стыд и срам. Много чему я не удивляюсь в родном театре — в последние годы, нормальные люди туда не в состоянии прийти. Нечеловеческие цены, билетов никогда нет в продаже, но зал при этом всегда полупустой.

Маяковский очень правильно сказал, что театр — это не зеркало, а увеличительное стекло того, что происходит в нашем обществе повсеместно. Потому лучше детям прочитать нашу книгу и заучить простые правила приличия.

— Книга выполняет просветительскую задачу. Достаточно ли такого контента в медиапространстве?

— Важный момент — в первую очередь нужно заинтересовать, педагог должен захватить ваше внимание. Точно так же с контентом. Раньше у нас было два канала, а сейчас — 222, и при этом гаджет в руке. Потому мало сделать правильно, важно это увлекательно подать. В пример я привожу сказку «Аленький цветочек» — это ведь тот же самый сюжет, что «Красавица и чудовище», просто в свое время «Дисней» сделал мультфильм, фантастически яркий, с прекрасной музыкой, а советский вариант к тому времени устарел и казался детям слишком медленным. Так что всегда нужно быть адекватным своему времени.

ДОСЬЕ

Николай Цискаридзе — артист балета и педагог. С 1992 по 2013 год солист балета Большого театра. Народный артист РФ, дважды лауреат Госпремии РФ, трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. С 2014 года ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.