Николай Цискаридзе: Я знаю, в чем секрет «Щелкунчика»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ18 и 19 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца состоятся показы балета-феерии «Щелкунчик» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Ректор учебного заведения, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказал об особенностях спектакля и о своей новой книге «Мозаика. Балет. Щелкунчик», написанной в соавторстве с историком балета Ириной Дешковой.
Балет «Щелкунчик» Петра Чайковского стал символом не только русского балета, но и Нового года — в преддверии праздника билеты на постановки разлетаются за несколько часов. Тем не менее ежегодно обсуждают не только заоблачные цены на билеты, а также и то, почему именно этот балет стал главным подарком для театралов в зимнюю пору.
— Николай Максимович, почему теперь «Щелкунчик» пользуется такой бешеной популярностью?
— Попасть на этот балет в Большой театр всегда было сложно, но почему началось такое сумасшествие сейчас... Наверное, что-то помогло его разглядеть, что теперь без «Щелкунчика» не жить.
— Сейчас у нас есть возможность увидеть в Москве версию воспитанников Академии Русского балета...
— Да. Наше учебное заведение вошло в программу «Приоритет-2030» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Этот спектакль идет с 1934 года на сцене Мариинского театра, он был поставлен для детей, и его танцевала только наша школа. В 1980-х, когда начались гастроли, его стали исполнять и артисты Мариинки. И если мы серьезно посмотрим, как сейчас во всем мире танцуют этот балет Чайковского, то убедимся, что все версии — это калька с того, что было сделано в 1934 году, и в том, что началось такое сумасшествие мировое из-за «Щелкунчика», отчасти «виноваты» два наших выпускника: Василий Вайнонен и Георгий Баланчивадзе. Они оба сделали постановку по мотивам спектакля, в котором участвовали в детстве. Коммерческий успех был такой, что началась эпидемия любви к этому балету, которая уже, мне кажется, никогда не остановится. И когда начался бум разговоров об отмене русской культуры на Западе, я говорил: «Давайте доживем до Рождества, и «Щелкунчик» будет везде».
— Артисты не устают от него?
— Конечно, хотя музыка бесподобно прекрасна, для танцовщиков она иногда становится своеобразной мукой. Я долго исполнял этот спектакль, больше всех версию Григоровича (только на сцене Большого театра артист станцевал его 101 раз, не считая гастролей. — «ВМ»), и за это время у артистов вырабатывается четкий ритм, все рассчитано до минуты. Сколько лет прошло — на определенные такты музыки мой организм реагирует весьма необычно, как у собачки Павлова.
— На сцену выходят дети, как это изначально задумывалось. Как относитесь к тому, что «Щелкунчика» часто исполняют и взрослые артисты?
— Я, честно говоря, на даю этому оценки. Но сейчас на сцене не осталось места для чуда и волшебства. Я помню свои детские впечатления, и хотя этот балет танцевали взрослые артисты, мне казалось, что на сцене происходит волшебство. И я понимаю, что если бы не было этого впечатления, мое детское сознание никогда бы не сподвигло меня пойти в эту профессию. Артисты работали совершенно фантастически, и по сей день мне кажется, что никто лучше них не танцевал.
А сейчас в этих спектаклях танцует наше «завтра» — уже скоро все они поступят в театры, артисты быстро взрослеют.
— Как юные исполнители готовятся к выступлению?
— Очень тяжело. И, увы, я вынужден признать, что уровень человеческой природы сильно деградирует. За те 12 лет, которые я занимаюсь образованием, вижу, что все это идет в какую-то чудовищную сторону. Алиса Фрейндлих, когда я ей пожаловался на это, сказала мне такую фразу: «У природы сейчас выдох». К сожалению, это так, и мы прикладываем колоссальные усилия, чтобы не опускать планку. Но хороший педагог очень зависит от ученика. К сожалению, много факторов, от экологии до появления гаджетов, изменило очень многое в структуре мозга человека. А балет — это не только ноги и руки, но еще и мозг.
— Цены на билеты начинаются от полутора тысяч, несмотря на ажиотаж...
— Даже когда я был маленький, мама чаще меня водила в Кремлевский дворец съездов — билеты были доступнее и дешевле, чем в Большой театр. Тогда самый дорогой билет стоил 3 рубля 20 копеек, и это считалось уже приличным. А когда ты видишь, за сколько теперь билеты продают спекулянты... Я понимаю руководителей театров, которые изначально ставят высокую цену, чтобы бороться с этим явлением. Театры не виноваты, они просто хотят, чтобы эти деньги хоть как-то доходили к ним, а не оставались у спекулянтов. Но я всегда говорил о том, что искусство существует для народа, и государство должно контролировать уровень цен и то, чтобы деньги поступали в театр на зарплаты артистам и будущие постановки.
— Вы стали соавтором книги о балете, которая вышла совсем недавно. Кто целевая аудитория издания?
— Она написана для тех людей, кто хочет больше узнать о том, что такое театр — из чего он состоит, как строится спектакль на примере «Щелкунчика». Но увидев сегодня разлетевшуюся по новостным каналам фотографию, где женщина вызывающе лежит на бортике в зрительном зале Большого театра, я понял, что этот труд в обязательном порядке стоило бы прочитать всем, потому что там написано, как нужно себя вести в театрах. Если доходит до того, что ради эффектной фотографии люди ложатся на бортик, то, конечно, это уже стыд и срам. Много чему я не удивляюсь в родном театре — в последние годы, нормальные люди туда не в состоянии прийти. Нечеловеческие цены, билетов никогда нет в продаже, но зал при этом всегда полупустой.
Маяковский очень правильно сказал, что театр — это не зеркало, а увеличительное стекло того, что происходит в нашем обществе повсеместно. Потому лучше детям прочитать нашу книгу и заучить простые правила приличия.
— Книга выполняет просветительскую задачу. Достаточно ли такого контента в медиапространстве?
— Важный момент — в первую очередь нужно заинтересовать, педагог должен захватить ваше внимание. Точно так же с контентом. Раньше у нас было два канала, а сейчас — 222, и при этом гаджет в руке. Потому мало сделать правильно, важно это увлекательно подать. В пример я привожу сказку «Аленький цветочек» — это ведь тот же самый сюжет, что «Красавица и чудовище», просто в свое время «Дисней» сделал мультфильм, фантастически яркий, с прекрасной музыкой, а советский вариант к тому времени устарел и казался детям слишком медленным. Так что всегда нужно быть адекватным своему времени.
ДОСЬЕ
Николай Цискаридзе — артист балета и педагог. С 1992 по 2013 год солист балета Большого театра. Народный артист РФ, дважды лауреат Госпремии РФ, трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. С 2014 года ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.