Особо хрупкие микросхемы

Развлечения

Один московский коллекционер как-то жаловался мне, что не знает, как хранить и куда поставить композицию известного современного русского художника, состоящую из пустой тары от пищевых продуктов. Современное искусство привыкло манипулировать мусором, в прямом и переносном смысле слова. Для многих современных художников плохие краски и некачественные холсты, кривые подрамники и бытовые предметы, купленные в дешевом магазине, – главные материалы. Когда-то это было знаком нужды, потом символом вызова обывателю, а сегодня стало традицией. В конце концов, теоретики современной культуры решили, что в искусстве главное – идеи, концепции, а не их реализация.Что, надо признать, больше касается русских художников, чем западных, которых неплохо подпитывают государственные культурные учреждения и частные спонсоры. Огромную выставку одного из экспонентов стеклянной выставки, Фабрицио Плесси, я видел два года назад в Берлине: гигантские инсталляции из металла, дерева, тканей, воды и мониторов. Никому из русских художников, кроме, возможно, Ильи Кабакова, таких денег на воплощение своих фантазий никогда не давали. Вот и здесь у знаменитого итальянца впечатляющая композиция – имитация видеоинсталляции из девяти мониторов. Выдутые муранским мастером телевизионные экраны с нанесенными на них фрагментами изображений воды из программ международно известных каналов. Работа прекрасная, хотя, возможно, слишком натуралистическая.Заросли тростника Пино Кастаньи трогают куда больше своим намеком на китайскую и японскую поэзию и традицию живописи бамбука. А вот шагающие стеклянные яйца на хромированных металлических ножках бельгийца Куна Ванмехелена, художника-самоучки, отсылают к посконному бельгийскому сюрреализму. Ирене Найф из Швейцарии соорудила из цветного стекла веселый тотемный столб. Австриячка Герда Груббер завязала разноцветное стекло узлами. Инсталляцию из стеклянных шаров и черных нитей соорудила ливанская художница Мария Казун и сама уселась в самой ее середине в национальной одежде и макияже – настоящая восточная красавица, – продолжая нанизывать черные бусы на черные нити.Благотворно сказалось обращение к драгоценному муранскому стеклу на творчестве близких московскому концептуализму художников. Свойственная москвичам ирония, помогающая избежать ложного пафоса, поразительно полно нашла выражение именно в стекле. Никита Алексеев представил композицию из шаров с изящными орнаментами с намеком на традицию ар-нуво, а Сергей Мироненко выставил панели с увеличенными деталями компьютерных схем – «Микросхемы». Андрей Филиппов создал две скульптуры – невероятной красоты «Хорошо ориентированный череп» с компасом в темени и лестницу, в которой роль перекладин играют стеклянные изображения костей – «Собачья радость». Так что инициатива муранской мастерской Berengo Fine Arts делать скульптуры известных художников из стекла как нельзя лучше пришлась нашим мастерам. Будем надеяться, что в следующий раз они сварганят что-нибудь из драгметаллов и самоцветов.

amp-next-page separator