Чек – это по-нашему?

Общество

А все потому, что вместо квитанции, где все честь по чести прописано – из чего сапоги (часы) сделаны, какой у них дефект, что требуется отремонтировать и т. д., – вы получили на руки только чек. И все. Крыть нечем! Ведь чек – не квитанция. С чеком в суд не пойдешь.Вот такая «веселая» ситуация ожидает нас уже в скором будущем, если вступит в силу постановление правительства РФ №171.Постановление это сочиняли явно беспокойные люди. Надо же: полностью сломать фундамент, на котором наши бытовики работали десятки лет! Ведь система бытового обслуживания сложилась еще в 1965 году.Было тогда у бытовиков свое министерство, действовали при нем солидные научные учреждения вроде «КТБ Рембыттехники», «КТБ обуви», «Социума» и так далее. В них специалисты, кандидаты наук годами выверяли и разрабатывали технологии, стандарты, ГОСТы работы предприятий. По меньшей мере до 1995 года эти стандарты действовали. И давали эффект.А основывались они как раз на понятии «квитанция». Или – говоря грамотно – «Бланк строгой отчетности». Пришли вы в пункт проката, автомастерскую, к ювелиру, портнихе, в фотосалон, химчистку, похоронное бюро – на каждый «бытовой» случай была разработана единая форма квитанции. В ней черным по белому прописывалось: что, когда и «скока» у клиента принято. И что сделать предстоит.Недаром квитанция приравнена к «Договору бытового подряда», то бишь единому нормативно-правовому финансовому документу. И заполняется под копирку в 3–4 экземплярах.А как без этого? Скажем, пришли вы в химчистку без квитанции-то и говорите: я не пальто драповое отдавала чистить, а вот ту дубленку стоимостью в 3 тысячи долларов. И поди докажи, что она – не ваша. И подобных ситуаций – миллион, и квитанция в этом деле как последняя инстанция. Или первая. Тут уж никто не забалует – и бытовики в том числе. А то ведь бытовики тоже разные бывают. То машину после ремонта норовят со старым аккумулятором подсунуть. То еще чего учудят…И у нас, у клиентов, одна надежда – на квитанцию. На ней и «Закон о защите прав потребителя» держится.Даже в 1995 году, когда страна начала входить в рынок и в работу с квитанциями внесли в духе времени правки, система устояла. Лишь в 1998-м «Бланки строгой отчетности» решили было упразднить. Но продержались без них недолго – всего два с лишним месяца. И этой пары месяцев хватило, чтоб суды захлебнулись от жалоб населения.Оно и правильно: куда, я спрашиваю, без квитанции? Но Федеральное правительство, похоже, думает иначе. На этот раз законодатели поступили хитрее: впрямую отменять единый «Бланк» не стали. А постановили так: от старых квитанций мы отказываемся. А новые «технологические документы» пусть сами владельцы предприятий бытового обслуживания предлагают.То есть самодеятельность полная! Каждый цех придумывает документ «под себя», сколько предприятий, столько и бланков. Анархия! При этом придуманные квитанции нужно еще утвердить в Минфине РФ. И вот здесь вообще полный мрак!– Свои предложения о форме новых бланков Ремесленная палата России (куда входят все бытовики) подала в Минфин РФ еще полтора года назад – в конце 2005 года, – рассказывает президент Ремесленной палаты РФ Николай Кобелев. – С тех пор нам пришло уже 9 отказов. Единственно, кому сегодня утверждены новые документы, так это Гильдии ломбардов и страховщиков. И знаете, почему? Потому, что они очень богаты. А вся остальная наша «бытовка» незащищена. 90% ее – малые и средние предприятия.И вот вам пиковая ситуация: 1 сентября 2007 года – время «Ч», когда вступает в силу Постановление № 171 – приближается. А «Германа» – то бишь новой формы квитанций – у бытовиков нет. Как работать? На чем? Неизвестно!Но и это еще не все. В постановлении задумана другая, не менее убийственная для мелких бытовых структур, директива. После 1 сентября им всем без исключения надлежит резко обзавестись кассовыми машинами. Кому-то может показаться – плевое дело. Но не тут-то было. Машины надо ставить не абы какие, а строго определенные – с хорошей фискальной памятью и контрольной лентой. Такие 55 тысяч рублей тянут, не меньше. Плюс к тому их нужно ставить на обслуживание и каждые 3 года обновлять на более современные модели.– Мы и так вынуждены были поднять цены на услуги, чтобы приобрести компьютеры, – рассказывает руководитель предприятия «Текс-Мастер» Наталья Бандурова. – На них теперь набираются все наши отчеты в налоговую инспекцию – по-другому – не принимают. А теперь придется «оправдывать» расходы и на кассовые аппараты. Значит, цены снова подскочат! И многим клиентам они будут не по карману.Меж тем «обмануть» кассовую машину гораздо легче, чем «Бланк строгой отчетности», говорят специалисты. Поменять один чек на другой – пара пустяков. Покупаете дискету за 100 долларов и «скручиваете» любую компьютерную память. Поди, доказывай потом, потребитель, свою правоту! Получается, что Постановление № 171 разом перечеркивает сразу три действующих сегодня документа – «Правила бытового обслуживания», «Положения антимонопольного комитета о защите прав потребителя» (где сказано о «Бланках строгой отчетности») и Закон о малом бизнесе.– Но главное, большинству бытовых фирм расходы на кассу, просто не по карману! – уверена руководитель московской Ассоциации обувщиков Зоя Велякина. – Ну представьте обычную точку, где трудится пара швей. Работают люди, считай, у себя «на коленках». Да разве потянут они эти нововведения?! Скажем, в Москве 1300 предприятий по ремонту обуви. Из них только 30% – крупные. Остальные – «мелочевка», им бы только коммунальные услуги оправдать – и то хлеб.– В России таких мелких предприятий большинство, – комментирует директор швейной мастерской из города Видного Валентина Короткова. – И это большинство сильно задумается: а не уйти ли нам в «тень»? Будут сидеть по домам, выполнять частные заказы. Или просто уйдут из бытовки, а это уже прямой путь к развалу всей сферы… И какого порядка добьется после этого Минфин с его кассовыми аппаратами? Мы теряем свои кадры, цены растут, клиент от нас уходит. Государство недополучает налоги. Отказ от единой квитанции ведет к скандалам, неразберихе. А крайним окажется потребитель.– Я уверен, что Минфин просто лоббирует интересы производителей кассовых аппаратов, большинство из них – западные фирмы, – говорит Николай Кобелев. – Конечно, в Москве бытовые предприятия есть кому защитить. Здесь этим занимаются целых три департамента: Департамент потребительского рынка и услуг, Департамент продовольственных ресурсов и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. Но в России, с ее глухими деревнями и райцентрами, сфера услуг однозначно умрет. Мы сами рубим сук, на котором сидим. Я уж не говорю, что Постановление № 171 просто перечеркивает понятие «гарантийный срок». То есть вы берете холодильник из ремонта, а через 2 дня у него морозильник потек. И кому жаловаться?…Раньше сфера быта у нас была – монолит. В каждой области, крае имелись свои «Объединения бытового обслуживания». В каждом местечке – Дом быта.Для них существовала единая сеть мастерских, складов по снабжению сырьем, деталями.С перестройкой все это рухнуло. Сфера быта заметно сократилась. Теперь всякий ее представитель выживает в одиночку. И называются они представителями малого и среднего бизнеса.Но суть их работы не изменилась. Эти мастера по-прежнему трудятся руками, без них – никуда. Может, поэтому на Западе цех бытовиков в особом почете и называется единым словом: ремесленники.Конечно, не каждый ремесленник занят чистым творчеством. Не всякий строчит авторские платья для высоких Домов моды, катает уникальные валенки с вышивкой или создает редкие ювелирные украшения... Но именно из таких обычных, массовых услуг для населения рождаются штучные – мебель, ткани, дома. На этом коренятся народные промыслы, умения и искусства.Наверное, потому за рубежом «бытовку» всячески берегут, холят и лелеют, щадят налогом – он там чисто символический – 1%. И с помещениями нет проблем – только работай! Так нужно ли нам добивать свои, и без того довольно редкие нынче, «очень умелые ручки»? И уж если начистоту, сам факт отказа от единых квитанций в пользу абстрактных чеков сильно настораживает… Этак можно договориться, что и в медицине мы «Историю болезни» отменим.Зачем тратить время на лишние подробности жизни пациента? Выписал направление, приложил чек за операцию и – «мама не горюй»! А болит ли у вас ухо или нога отнимается – какая, в сущности, разница? Главное, через кассу услуга пробита. Отчетность в порядке! Чек – это по-нашему!

amp-next-page separator