Музей Андрея Рублева получил в дар уникальную коллекцию
НА ДНЯХ в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева прошла торжественная передача собрания русских церковных древностей Глеба Покровского, многие из которых представляют такую ценность, что вполне могли бы украсить залы кремлевской Оружейной палаты. На церемонии звучали благодарственные речи из уст высоких чиновников от культуры, представителей духовенства, но внимание всех привлекала скромно одетая, опирающаяся на палочку, совершенно седая женщина, окруженная многочисленными живыми букетами. Марфа Андреевна Покровская, вдова собирателя и хозяина коллекции, все время плакала и говорила, что Глеб Александрович был бы счастлив увидеть свое собрание в этих стенах, поскольку Музей Рублева был для него храмом искусства, души, всего святого и хорошего, что есть на земле.Эта история началась в 1958 году, когда к фронтовику и известному московскому врачу-хирургу Глебу Покровскому в руки попал уникальный серебряный складень – кузов, на створках которого были выгравированы изображения святых покровителей семьи Бориса Годунова. С тех пор доктор медицинских наук стал страстным собирателем русских древностей. В его доме стали бывать представители духовенства, которых он лечил, в том числе святейший патриарх Пимен. Значительная часть коллекции была получена в дар от благодарных пациентов. Но многие иконы Покровский приобретал сам, серьезно увлекшись идеей возрождения Церкви в нашей стране и внося в это свой посильный вклад. В год 600-летия основания Саввино-Сторожевского монастыря он передал в дар обители икону преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей. Это тот самый образ, который находился над ракой святого в Рождественском соборе до разорения монастыря в 1919 году.Перед сложными операциями врач обычно долгое время проводил в уединении перед своей коллекцией, считая, что духовное общение с иконой помогает ему спасать и лечить людей.На сегодняшний день собрание Глеба Покровского насчитывает более 140 икон ХVI – начала ХХ века и около 200 произведений декоративно-прикладного искусства ХI–ХХ веков, среди которых церковное шитье, произведения медного литья, эмалевые и резные по кости, дереву и перламутру образки, серебряные кресты, предметы церковной утвари (лампады, дарохранительницы, мощевики). Причем Глеб Александрович не просто собирал, но и сохранял церковные ценности.Многие предметы подверглись антикварной реставрации, которая подразумевает полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи.После смерти профессора в марте прошлого года вдова Марфа Андреевна приняла решение передать собрание в дар Музею Рублева. Условие, которое стало решающим в принятии такого решения, – неразделение коллекции.– Уникальность собрания моего мужа состоит в его цельности, – говорит Марфа Покровская. – И мне бы хотелось, чтобы коллекция была представлена наиболее полно. Чтобы люди смогли в одном месте увидеть все то, что в советские годы уничтожалось и вывозилось за границу.