Моментальная... комиссия

Общество

Все ссылаются на кризис, пытаясь компенсировать потерю доходов. А расплачивается кто? Вестимо, потребитель! Вот и ставшие нам столь привычными в последние годы терминалы моментальных платежей как-то тихо и незаметно подорожали, причем солидно. Конечно, ежели вы предпочитаете через терминал только пополнять свой счет, открытый оператором мобильной связи, лишние 50 рублей в месяц вроде бы не слишком серьезная потеря. Хотя с какой стати, верно? Ну а если вы и за Интернет платите подобным образом, и услуги ЖКХ вам удобнее оплачивать моментально. И переводить банкам ежемесячные платежи за пользование кредитом. Набежит, пожалуй, 200–400 рублей переплаты. Нехорошо, господа!Роботы загордилисьПривычка – вторая натура. Вот на Западе платежных терминалов, подобных нашим, вроде как и нет. Там давно правят бал банкоматы и пластиковые карты. У нас нынче выпущено уже порядка 100 миллионов карт. Ну и что? Ведь до 94 процентов россиян – владельцев карт – пользуются ими только для снятия наличных. Зато роботы-терминалы стали поистине популярны. А как иначе-то? Мотаться в Москве по пробкам, дабы найти офис оператора сотовой связи (на оплату «мобильного трепа» приходится около 90 процентов всех терминальных платежей)? То же самое относится и к оплате услуг интернет-провайдеров. Вспомните, в начале месяца вы вдруг с ужасом обнаружили: караул, забыл сделать очередной абонентский платеж. Ощущение, словно вас застали голым на центральной площади города.Действительно, первый терминал (его установила компания «Элекснет») появился в Москве в 2000 году. А на сегодня количество этих железных кассиров приближается в России к 400 тысячам. В 2008 году оборот средств, «переваренных» терминалами, достиг 536 миллиардов рублей. В среднем размер одного платежа составляет порядка 100 рублей. Объем рынка нынешнего года эксперты оценивают уже в 640 миллиардов, а «цена» среднего разового платежа возрастет до 117–120 рублей. Через терминалы, установленные на улицах, в магазинах, подземных переходах, проходит свыше 55 процентов всех совершаемых моментальных платежей.И тем не менее роботытерминалы, кажется, «носы задрали»: свои услуги они оценивают куда дороже, чем раньше. Причем трудно предугадать, сколько возьмет терминал: одни грабители «хапают» аж 10 процентов, иные ограничиваются 4. В среднем же нынче с прежних 3–5 процентов уровень комиссии вырос до 7. Скажем, терминалы «Элекснет» требуют за свою работу 5,98 процента комиссионых, но не менее 4 рублей – в случае оплаты услуг мобильной связи. Платежи за Интернет сопровождаются комиссиями от 0 до 3,39 процента, перевод средств за пользование банковскими кредитами – до 2.Но тут ведь надо учесть, что «Элекснет» – единственная платежная система, все терминалы которой – ее собственность. А вот другие участники рынка, в том числе и крупнейшие – ОСМП, e-port, «Киберплат», – выстраивают так называемую агентскую схему деятельности. Скажем, вы решились заняться бизнесом. Вы знаете, что один платежный терминал можно приобрести за 80–83 тысячи рублей? Закупил три-четыре терминала и получай денежки. Конечно, все не так просто: нужно платить арендную плату за то место, куда вы установили своего робота-кормильца, аренда же – дело дорогое.Мироед, выходи!Кроме того, как банкиры ни возражали, а с 1 января 2010 года вступит в силу принятый парламентом и подписанный президентом Закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами». Ведь в России не более 13–15 мощных платежных систем, а платежных агентов – компаний и индивидуальных предпринимателей, владеющих терминалами, – до 20–23 тысяч. Банкиры стращали: нельзя давать этим маленьким право совершать операции по переводу средств без государственной регистрации и лицензии. Но закон-то принят.Ура, малый бизнес? Такто оно так, но ведь закон не только справедлив, но и суров. Он предписывает, в частности, обязательное оборудование терминала соответствующим кассовым аппаратом, поскольку с 1 января эти кибернетические постовые обязаны выдавать клиентам чеки. А чек должен содержать полную информацию как о самой операции, так и о компании, взявшейся ваши денежки отправить по назначению. Нет денег, позвонил по указанному в чеке телефону, сказал все, что ты об этой компании думаешь, получил удовольствие.Но ведь модуль этот кассовый каких-никаких, а денег стоит. А у владельцев терминалов, как и у всех остальных, – кризис. Кто оплатит модернизацию? Мы с вами, из собственного карманчика, вот и «цапают» терминалы с каждой операции нынче не 3, а все 7 процентов комиссионных. Может быть, хозяева этих железных бочек с деньгами и взяли бы ссуды на модернизацию терминалов или закупку новых. Но где ж ее – ссуду эту – сейчас взять? Отдать 22 процента за кредит – значит, остаться, простите, без штанов. «Нет, на это я пойтить не могу!» – как говорил Лелик, герой А. Папанова из «Бриллиантовой руки». Кстати сказать, с 1 января будущего года размер комиссии должен указываться в соответствующем объявлении либо на самом автомате, либо, пардон, на стеночке, рядышком с ним. Увидите, что агрегат собирается содрать с вас 10 процентов, и кинетесь наутек.Кто виноват, кто прав? Вот и Федеральная антимонопольная служба начинает приглядываться к этим комиссионным вывертам. Конечно, потребительская способность населения падает. Клиенты сотовых компаний стали несколько экономнее пополнять свои счета. Но разве это основание для увеличения комиссии в разы? Терминальщики кивают на телефонистов: мол, это они, проказники, недосчитавшись прошлогодних доходов, сами сократили размер премиальных отчислений в адрес платежных систем. «Мобильных дел мастера», понятное дело, не согласны и утверждают, что, напротив, улучшили условия работы с платежными системами.А не подвинут ли «мелких»?Какой вывод? Естественно, участник любого рынка хочет получить большую прибыль. Но повышение цены – мера непопулярная, на нее идут лишь в крайнем случае, когда действительно финансовое положение ухудшается. Гораздо выгоднее коммерсантам увеличивать оборот, а не отпугивать клиентов. Снижение цен и тарифов, однако, у нас – явление весьма редкое. Тем более в бизнес-среде. Комиссии повышены, потребитель пока хоть и ворчит, но терпит: время дороже, а мгновенный платеж его и экономит. Уровень комиссий зафиксирован, оттока платежей не произошло. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время рост комиссии не возобновится.Знаете, однако, что может последовать? Ход конем: выход на рынок банков-монстров – Сбербанка и ВТБ-24, которые вложатся по полной программе в собственную сеть платежных терминалов. Да, копеечные платежи за пользование мобильным и Интернетом супербанкам вроде бы как неинтересны. Но их высочества обороты рынка растут в геометрической прогрессии. Сегодня бабули уже освоили мобильные телефоны. А завтра, глядишь, внуки научат их пользоваться терминалами, расположенными около дома. И не надо каблуки стаптывать, добираясь до ближайшего отделения Сбербанка и толкаясь там в очередях.А почему бы этим банкирам «премиум-класса» не завладеть львиной долей мобильных платежей, тем более что банки такого уровня вполне могут себе позволить демпинговые комиссионные? Почему бы тому же Сбербанку не захотеть резко оптимизировать расходы по сбору коммунальных платежей и поручить эту операцию роботам-терминалам? Конечно, 2009 год – не лучшее время для вложений. Но он же не последний в этом столетии, верно? Поэтому как бы в 2010–2011 годах на рынке моментальных платежей не произошло тотального передела рынка. Кто знает...

amp-next-page separator