Новый статус – новые задачи
[b]Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ) – это крупный учебно-научный центр, осуществляющий подготовку современных инженерных кадров.Высокая квалификация профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников университета, его новейшая методическая база и современное техническое оснащение обеспечивают качественное высшее образование инженерных кадров МГУПИ, их высокую востребованность на рынке труда и уверенность в перспективах профессионального роста.В конце прошлого, 2010 года решением Минобрнауки МГУПИ присвоен статус инновационной площадки.О том, какие изменения произойдут в жизни вуза, рассказывает его ректор, доктор технических наук, профессор Игорь Владимирович Голубятников.[/b]– В первую очередь нам предстоит большая работа по внедрению в образовательный процесс инновационных методов и технологий, а также по совершенствованию планирования, учета и анализа учебной и научной деятельности студентов и аспирантов.Кроме того, мы определили для себя ряд других, не менее важных направлений реформирования и совершенствования процесса подготовки инженерных кадров.Особое внимание мы планируем уделить расширению образовательных программ в области нанотехнологий и наноматериалов, энергосбережения, стратегических информационных технологий и телекоммуникаций.– Основная задача новых методик и технологий обучения – вовлечь учащихся в творческий процесс, научить их ориентироваться в условиях современной экономики, самостоятельно анализировать проблемы, принимать и реализовывать управленческие решения.Новые методы ведения образовательного процесса весьма разнообразны и нередко сочетаются с традиционными формами проведения занятий.Так, круглые столы и научные дискуссии – обязательный элемент образовательных программ для студентов, изучающих гуманитарные дисциплины, а изучение естественнонаучных дисциплин предполагает, помимо привычных лабораторных и практических занятий, проведение коллоквиумов, обсуждение ситуационных задач, онлайн-тестирование.Начиная со второго курса будущие инженеры выполняют научные проекты, устраивают их презентации и защиты. Еще одно из наших достижений – активное внедрение так называемых кейс-технологий, применяемых при заочной (дистанционной) форме обучения. При их использовании каждый учащийся получает своего рода «кейс», содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающие программы, а также электронную рабочую тетрадь-путеводитель по курсу. При самостоятельном изучении материала студент может взаимодействовать с преподавателями по электронной почте, отправляя на проверку результаты выполнения практических заданий и лабораторных работ.Для оценки эффективности новых образовательных технологий мы постоянно проводим мониторинг образовательной среды университета.Результаты этих обследований показывают, что инновационные методы обучения способствуют формированию творческого стиля деятельности студента, повышают его заинтересованность в учебе, глубину и полноту овладения профессией.– Для ряда крупных российских предприятий, стратегических партнеров МГУПИ, мы осуществляем подготовку и переподготовку кадров, а также проводим совместные научные исследования и разработки. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяет нашим партнерам получать специалистов высокого уровня, подготовленных с учетом отраслевой специфики, а ученым университета – осуществлять совместные научные исследования с использованием современной научно-производственной базы предприятий.Так, в ММПО «Салют» созданы филиалы кафедр «Приборы и информационно-измерительные системы» и «Технология машиностроения». На базе ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» работают филиалы кафедр «Информационные оптико-электронные системы» и «Компьютерные технологии в оптоэлектронике». В МНПО «Спектр» создан филиал кафедры «Метрология, сертификация и диагностика» и комплекс «МГУПИ-СПЕКТР» и т. д. Всего же в МГУПИ успешно работают 11 филиалов кафедр, на которых учатся сотни студентов, проводят научные исследования аспиранты, ученые университета и предприятий-партнеров.– Участие студентов в инновационных научных разработках – одно из важнейших направлений подготовки выпускников университета.Для них Международный форум «Роботы-2011» – это уникальная возможность демонстрации своих достижений в области робототехники, мехатроники, приборостроения на основе информационных и компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Основная цель форума – пробудить у молодых людей интерес к робототехнике и научно-технической деятельности. Еще одна важная задача проводимого мероприятия – участие школьников, студентов колледжей и вузов, аспирантов в работе над комплексными междисциплинарными проектами в области робототехники. Такой подход способствует созданию современной образовательной среды, необходимой для подготовки квалифицированных инженеров, отвечающих за развитие отечественных высокотехнологичных отраслей.