Генерал-адъютант князь Александр Сергеевич Меншиков / Фото: Wikipedia/Общественное достояние

Крым похоронил дворянство Европы

Общество

25 октября, значимая дата из военной истории России — 165 лет Балаклавской битве, крупнейшему сражению Крымской войны 1853–1856 годов. Россия тогда противостояла агрессии трех крупнейших держав того времени — Великобритании, Франции и Османской империи.

Сама по себе Крымская война стала завершающим аккордом долгого правления императора Николая Первого, чья внешняя политика сдерживала аппетиты королевы Виктории и императора Наполеона Третьего. Ошибки русской дипломатии на Балканах убедили европейских «хищников», что Россия уже не та, что была в 1814 году, когда казаки поили своих коней в Луаре и Сене. Балаклава была базой британского экспедиционного корпуса в Крыму. Все побережье было завалено ядрами, досками и инвентарем, доставляемым из Англии. Британцы соорудили железную дорогу, набережную, лагерь и множество складов, построили водопровод и несколько артезианских колодцев. В бухте стояло множество военных судов, а также несколько яхт генералов и лордов. Уничтожение этой базы нарушило бы снабжение британских сил и, по расчетам штаба князя Меншикова, могло привести к снятию осады Севастополя.

— На Западе Балаклавское сражение известно благодаря атаке аристократов-кавалеристов британского генерала Джеймса Кардигана на русские позиции с целью отбить батарею пушек, — рассказал историк Валерий Сидоров. — Сдача врагу артиллерии считалась позором, поэтому командующий Фицрой Раглан приказал Кардигану вернуть орудия во что бы то ни стало. Конники Кардигана атаковали, а затем отступали под перекрестным артиллерийским огнем! Высокомерие Раглана обошлась в сотню убитых.

Балаклавская битва вошла в военные словари всего мира еще и выражением «тонкая красная линия», как символ беспримерной стойкости. 93-й шотландский полк Колина Кэмпбелла встал перед деревней Кадыковка на пути наступавшей русской конницы приблизительной численностью в две тысячи сабель. Кэмпбелл приказал стоять насмерть, и шотландцы не отошли. Отступить пришлось конникам генерала Рыжова. Всего же европейцы в тот день потеряли 305 человек убитыми, 496 — ранеными и более 150 — пленными. Генерал Павел Липранди, опасаясь обхода с тыла, не занял захваченные позиции, чем свел на нет итоги сражения.

Читайте также: Ледокол стер с карты мифический остров

amp-next-page separator